Светлана Куропаткина
Программа кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность вопроса
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Публикация «Программа кружка по театрализованной деятельности „В гостях у сказки“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.
Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Пояснительная записка
Театрализованные игры позволяю решать многие задачи образовательной программы детского сада : от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического самосовершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.
В этой связи, была разработана программа дополнительного образования по разделу "Театрализованная деятельность" в рамках кружка "В гостях у сказки" для детей первой младшей группы.
Данная программа ориентирована, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка младшего дошкольного возраста, его способностей, интересов, развитие речи и получение знаний о театральном искусстве. В программе систематизированы средства и методы различных видов театральной деятельности.
В программе подчеркнута большая роль игры в становлении и развитии способностей ребенка, учитывая его интересы, желания и способности.
Программа придерживается различных форм организации театральной деятельности : специально организованная - в которой основная роль принадлежит педагогу, и самостоятельная игровая деятельность - при минимальном участии воспитателя.
Программа направлена на то, чтобы ребенок активно включался в театральную деятельность, эмоционально относился к действующим лицам и их поступкам, развивает желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных. Важнейшим является процесс переживания, воплощения и, как итог - артистизм в театральных постановках.
Таким образом, главной целью программы является формирование активной творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности.
Задачи программы :
1. Приобщать детей к театральной культуре (познакомить детей с устройством театра, с разными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др., культурой поведения в театре и т. д.).
2. Знакомить детей с предметами театрально-игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, костюмам, театральным куклам, предоставить персонажей для использования в свободной деятельности и т. д.
3. Знакомить детей с основами кукловождения.
4. Воспитывать умение следить за развитием действия в театральных постановках (драматизациях, кукольных спектаклях и т. д.).
5. Привлекать к участию в спектакле: закреплять умение произносить слова песенок, потешек, сказок, сопровождая их действием.
6. Поощрять желание играть с музыкальными инструментами, участвовать в танцевальных импровизациях.
7. Совершенствовать артистические навыки детей в плане воплощения и переживания роли, взятой на себя, а также их исполнительские умения.
8. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и имитировать движения сказочных героев.
9. Активизировать словарь детей, интонационный строй, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь.
10. Развивать у детей чувство эмпатии (способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях).
11. Воспитывать доброжелательность и контактность детей в отношениях со сверстниками, развивать навыки позитивного социального поведения.
12. Воспитывать нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т. д.).
13. Создавать условия для развития творческой активности детей и реализации их творческого потенциала в театрализованной деятельности в свободное время (организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду).
14. Обеспечивать условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги и т. д.).
15. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (привлекать родителей к активному участию в качестве исполнителей ролей в спектаклях, авторов текстов, изготовителей декораций и костюмов).
Организация театральной деятельности :
Программа кружка "В гостях у сказки" предназначена для обучения детей первой младшей группы (в возрасте 2-3 лет) и рассчитана на 1 год обучения (с октября по май).
Количество занятий: один раз в неделю (в пятницу) во второй половине дня.
Время проведения занятий: 10-15 минут.
Количественный состав кружковцев : 10 человек.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя :
Вводная часть:
• Совместное приветствие, направленное на развитие коммуникативной культуры.
Основная часть:
• Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
• Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
• Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
• Упражнения на развитие детской пластики, мимики, пантомимики.
• Пальчиковый игротренинг.
• Ритмические минутки.
• Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
• Подготовка и разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок.
• Музыкально-ритмичные игры, развивающие чувство ритма, подражательность.
• Ряженье.
• Игры-драматизации.
• Игры-превращения, образные упражнения.
• Театральные этюды.
Заключительная часть:
• Ритуал прощания, направленный на развитие коммуникативной культуры.
Материально-техническое обеспечение:
• Музыкальное сопровождение (музыкальный центр, аудио записи).
• Декорации, ширмы.
• Театральные костюмы.
• Литературные произведения, иллюстрации.
• Различные виды театров (настольный и настольно-плоскостной театр, театр резиновой, мягкой игрушки, пальчиковый театр, театр конусной игрушки, стендовый на фланелеграфе и магнитной доске, театр кукол Би-ба-бо, теневой театр, театр масок и др.).
Ожидаемые результаты:
1. Формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности, театру : знание его персонажей, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе, элементарные взаимодействия детей по поводу театрализованной деятельности.
2. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации, артистизм).
3. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, фантазия).
4. Формирование личностных качеств (нравственная направленность, дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, правила поведения).
5. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками театрализованных игр и т. д.
6. Установление тесного контакта с родителями.
Перспективный план
на 2016-2017 гг.
Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.
Месяц, год ТЕМА
Октябрь, 2016 "К нам пришел Петрушка"
"Ты собачка не лай"
"Мохнатый, усатый"
Показ сказки "Репка"
Ноябрь, 2016 "Едем в лес"
"Кто душистый любит мед?"
"Что за зверушка - зеленая квакушка?"
Показ сказки "Колобок"
Декабрь, 2016 "Сорока-сорока"
"Есть в лесу под елкой хатка"
"Маленькой елочки холодно зимой"
-
Январь, 2017 -
"Кто живет в лесу?"
"Живет в норке, грызет корки"
Показ сказки "Теремок"
Февраль, 2017 "Спать пора" (по стихотворению А. Барто)
"Пожалеем зайку"
"Моряки и летчики"
-
Март, 2017 "Наши домашние животные"
"Раным-рано по утру"
"Уж ты котя-коток"
Показ сказки "Козлятки и волк"
Апрель, 2017 "Жили у бабуси два веселых гуся"
"Курочка Рябушечка"
"Ходит по двору петушок"
Показ сказки "Курочка Ряба"
Май, 2017 "Что делают животные"
"Птичий двор"
Импровизация сказки "Заюшкина избушка"
Подведение итогов
Литература:
1. Анищенкова Е. С. " Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов". -М. : АСТ:Астрель, 2007.
2. Антипина Е. А. "Театрализованная деятельность в детском саду" : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Артемова Л. В. "Театрализованные игры дошкольников". - М., 2001.
4. Вакуленко Ю. А., Власенко О. П. "Театрализованные инсценировки сказок в детском саду". - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Губанова Н. Ф. "Театрализованная деятельность дошкольников" : 2-5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
6. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. "Кукольный театр - дошкольникам". - М. "Просвещение", 2012.
7. Маханева М. Д. "Занятия по театрализованной деятельности в детском саду". ТЦ "Сфера", 2007.
8. Мирясова В. И. "Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных". - М., 2000.
9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Я., Петрова Е. С. "Театрализованные игры в д/с". - М. "Школьная пресса", 2000.
10. Поляк Л. "Театр сказок". СПб, 2001.
11. Сорокина Н. Ф. "Играем в кукольный театр" : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М. : Аркти, 2000.
12. Сорокина Н. Ф., Милаванович Л. Г. "Программа Театр - творчество - дети". - М., 2015 г.
13. Сорокина Н. Ф. "Сценарии театральных кукольных занятий". - М. : Аркти, 2004.
14. Щеткин А. В. "Театральная деятельность в детском саду". - М. : Мозаика - Синтез, 2007.