вера малеева
План работы по развитию взаимоотношений у детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по развитию взаимоотношений у детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Публикация «План работы по развитию взаимоотношений у детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
1 этап. Для решения этой задачи может быть использована программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!” Программа стала инновационным проектом и прошла апробацию в дошкольных учреждениях г. Москвы.
При составлении программы были применены научные разработки Богуславской Н. Е., Купиной Н. А., Клюевой Н. В., Касаткиной Ю. В., Князевой О. Л., Стёркиной Р. Б. Крюковой С. В., Слободяник Н. П и других.
Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.
Для решения цели поставлены следующие задачи.
• Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
• Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
• Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
• Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
• Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
• Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
• Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы
Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе. В нашем случае могут быть использованы темы занятий для детей старшей и подготовительной группы.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: сюжетно-ролевые игры, упражнения, этюды; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; игры – соревнования.
Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.
Краткая характеристика разделов
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребё нка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.
Тематический план занятий
Раздел Темы занятий Время проведения занятий
1. Я и Я “Тайна моего имени”
“Автопортрет”
“Мой внутренний мир”
“Мой любимый сказочный герой” 1 – я неделя ноября
2 –я неделя ноября
3 – я неделя ноября
4 – я неделя ноября
• Я и другие “Мы так похожи”
“Мы такие разные”
“Язык жестов и движений”
“Давайте жить дружно”
“Мальчики и девочки” 1 – я неделя декабря
2 – я неделя декабря
3 – я неделя декабря
4 – я неделя декабря
2 – я неделя января
• Я и мои эмоции “Радость”
“Удивление”
“страх”
“Гнев”
“Горе”
“Интерес”
“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу) 3 – я неделя января
4 – я неделя января
1 – я неделя февраля
2 – я неделя февраля
3 – я неделя февраля
4 – я неделя февраля
1 – я неделя марта
• Я и животные “Мой ласковый и нежный зверь”
“Общение с животными” 2 – я неделя марта
3 – я неделя марта
• Я и моя семья “С кем я живу”
“Правила домашнего этикета” 4 – я неделя марта
1 – я неделя апреля
Итоговые годовые занятия “Путешествие в сказку”
“Я знаю, я умею, я могу!” 2 – я неделя апреля
3 – я неделя апреля
Итого: 22 занятия
Раздел 1. “Я и Я”
Задачи
Старшая группа
• Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
• Учить детей описывать свои желания и чувства.
• Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
• Помогать ребёнку поверить в свои силы.
• Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.
Подготовительная группа
• Способствовать психическому и личностному росту детей.
• Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.
• Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
• Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
• Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
Раздел 2. “Я и другие”
Задачи
Старшая группа
Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
• Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
• Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
• Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
• Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
Подготовительная группа
• Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
• Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
• Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
• Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Раздел 3. “Я и мои эмоции”
Задачи
Старшая группа
• Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
• Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
• Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
• Учить контролировать свои эмоции.
Подготовительная группа
• Закреплять полученные знания об эмоциях.
• Учить понимать относительность в оценке чувства.
• Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Раздел 4. “Я и животные”
Задачи
Старшая группа
• Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.
• Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.
• Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.
Подготовительная группа
• Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.
• Продолжить учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
• Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
• Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.
Раздел 5. “Я и моя семья”
Задачи
Старшая группа
• Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
• Формировать у детей “кодекс чести”, умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
• Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
• Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
Подготовительная группа
• Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
• Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
• Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.
2 этап. На 2 этапе была подобрана система игр, с которые могут быть использованы как воспитателями в процессе работы с детьми, так и родителями при организации досуга в семье (приложение Б).
3 этап. На данном этапе были подобран материал и составлены консультации для родителей, которые могут помочь составить правильное представление и проблеме и найти способы взаимодействия с детьми (приложение В, Г).