Папки-передвижки

План самообразования «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»

Ирина Тараненко
План самообразования «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»

План работы по самообразованию музыкального руководителя

Тараненко И. Н на 2017-2022 учебный год.

Тема: «Развитие музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста».

Актуальность:

За тридцать лет работы музыкальным руководителем мне стало понятно, что а представление коллег о работе музыкального руководителя отличается от реальных требований по образовательной программе учреждения. В связи с этим мной разработан цикл консультаций для педагогов, совместный проект с воспитателями групп. Взаимодействие с узкими специалистами в годами вылилось в проект по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.

Публикация «План самообразования „Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Мной разработан план самообразования на тему «Развитие музыкально – ритмических движений детей дошкольного возраста» совершенно осознанно, потому что было необходимо наладить и усовершенствовать взаимодействие с узкими специалистами учреждения и обратить внимание на состояние здоровья детей.

Изучив современную и классическую литературу по теме занятий с детьми логоритмикой, я пришла к выводу: система ритмических движений изучена и разработана десять лет назад и существует множество авторов. Я остановила свой выбор на книгах Г. А. Волковой и методике Е. А. Медведевой «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». Совместно с учителем - дефектологом был разработан проект, конспекты занятий для которых я использую музыку О. Л. Киенко. Музыка Екатерины Железновой используется мной для проведения динамических пауз во время музыкальных занятий с детьми.

Учитывая то факт, что дети имеют проблемы в развитии речи либо особенности здоровья, было принято решение о том, что необходимо разработать и реализовать проект содержащий здоровьесберегающие технологии. В целях закрепления изученного материала - рекомендовать педагогам повторять игровой материал для логоритмики, чтобы дети могли легче проговаривать их под музыку совместно с дефектологом.

Специально подобранные музыкально – ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.

В дошкольном возрасте, ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.

«Дошкольный период – это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений интенсивного музыкального восприятия», - пишет Н. А. Ветлугина.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.

Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.

Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

Проблема:

Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А. В. Запорожец, Б. В. Астафьев, А. В. Кенеман, З. Фрейд, Т. Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.

По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л. С. Выгодский, Л. А. Баренбойм, Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина.)

Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.

Изучив методическую литературу и проанализировав её, я сделала выводы:

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

• Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, её раскрепощению.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Привлечь внимание педагогов к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству.

Цель:

• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

• Содействие творческому развитию личности дошкольника средствами музыкально – ритмических движений.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей свободному естественному, и выразительному движению в разных жанрах танца; слышать смену частей в музыке;

- учить различать динамическую, тембровую окраску музыки, чувствовать характер музыки и передавать его в движении

Развивающие :

- развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность движений, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать чувство ритма, используя звучащие жесты, игру на палочках, на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к занятиям хореографии путем создания положительного эмоционального настроя;

- воспитывать интерес к музицированию;

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества, через импровизацию в музыкально – ритмических движениях.

Этапы работы над темой по самообразованию :

I. Диагностический (постановка проблемы) :

• детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме

• анализ затруднений

II. Прогностический (определение целей и задач работы над темой) :

• разработка системы мер, направленных на решение проблем

III. Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах.

• проведение открытых занятий, праздников и развлечений.

IV. Обобщающий: - анализ работы

• корректировка гипотезы, оформление и описание хода, результатов работы по проблеме.

V. Внедренческий: - использование опыта работы педагогами в других ДОУ в процессе работы с детьми

Гипотеза: динамика развития музыкальных способностей будет наиболее эффективной, если:

• средством развития музыкальных способностей детей является в основном музыкально-ритмическая деятельность;

• будут созданы условия, способствующих формированию музыкальных – ритмических способностей;

• учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;

• использовать наиболее эффективный метод среди педагогов - творческую деятельность;

• систематично и целенаправленно планировать данную работу;

• использовать поэтапность, стремление постепенно усложнять задания, творческий и игровой характер заданий повышают эффективность данной работы.

Ожидаемые результаты:

• Раскрытие творческих двигательных способностей;

• овладение детьми новыми двигательными навыками;

• повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;

• формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;

• формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей;

• умение слушать, воспринимать музыку, импровизировать (проявление творчества, двигаться под музыку, отражая в этом движении свое отношение к музыкальному образу;

• проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей.

Форма самообразования : индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

• Изучение литературы по теме;

Самоанализ и самооценка в группах;

• Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;

• Обобщение опыта на заседании педагогического совета;

Работа с воспитателями:

Консультации, анкетирование, беседы.

Форма отчета о проделанной работе:

Презентация для педагогов на итоговом педагогическом совете.

Срок работы над проектом:

сентябрь 2017 г. – май 2022 г.

Раздел плана : Сроки Формы работы. Практические выходы

1. Диагностика музыкальных способностей детей Сентябрь2017г.

Диагностика на начало реализации плана

2. Подготовительный этап. Сентябрь 2017г. – Май 2019г.

• Изучение методической литературы

• Составление перспективного плана работы с детьми по выбранной теме

• Выбор методов и приемов для работы по теме.

• Посещение курсов повышения квалификации.

• Использование инновационных технологий.

• Программа Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»

• Программа Т. Бурениной «Ритмическая мозаика»,

• Программа Т. Бурениной «Коммуникативные танцы - игры»

• Программа «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой

«Музыкальное воспитание в детском саду» Н. А. Ветлугина

Интернет источников: maam.ru, musikalsad.ru, perluna – detyam.ru, детям, musruk.ru.

• Журнал «Музыкальный руководитель», «Веселые нотки», «Дошкольное воспитание».

3. Основной этап: Самореализация

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Сентябрь 2018г. – Май 2022 г.

• Реализация плана

• Распространение опыта внутри учреждения, среди педагогов

• Показ открытых занятий и утренников.

• Беседа с детьми о музыке;

• Знакомство с различными жанрами музыкального искусства;

• Внедрение игр и упражнений для развития музыкально – ритмических движений

• Использование хороводных игр в самостоятельной деятельности детей.

• Использование комуникативных игр и танцев.

• Использование характерных танцев (танец гномов, снежинок, зверей зверей)

• Рекомендации к созданию костюмов;

Подготовка конспектов занятий

Работа с воспитателями:

• Оформление консультаций,

• Индивидуальные беседы

• Тренинг для воспитателей

Изготовление и использование музыкально – дидактических игр для развития музыкально-ритмических движений.

Консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Значение ритмики», «В какие игры можно играть с ребенком», «Музыка – это сила движения», «Хороводные песни, игры и танцы». Тренинг «Музыкальные игры – как средство развития музыкально - ритмических движений».

5. Обмен опытом Сентябрь 2017г. – Май 2022 г.

6. Закрепление Май 2022 г

. Диагностика музыкальных способностей детей. Анализ проведённой работы

7. Обобщение Май 2022 г.

Обобщение опыта. Использование опыта в дальнейшей работе. Выступление на педсовете.

Литература:

1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».

2. Периодическое издание «Колокольчик».

3. Анна Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста», 2015.

4. Радынова О. П. Слушаем музыку М. Просвещение, 1990.

5. Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста : методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников М. Просвещение,2006.

7. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», Т. Н. Девятова, 2006 г.

8. «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч», Москва, 2012 г.

9. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки», издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2015 г.

10. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» автор М. Н. Щетинин.

11. Интернет-ресурсы: сайты, порталы.

https://infourok.ru/

https://www.maam.ru/users/1173455

https://nsportal.ru/detskiy-sad

https://edu.tatar.ru/

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей и инструкторов по ФК: «Развитие быстроты движений у детей дошкольного возраста» Быстротой называется способность.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 января 2022 в 12:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД