Получи документы

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Елена Александровна Разина
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ

РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Воспитатель средней группы.

Разина Елена Александровна.

«Сказки- блестящее, лучшее в мире золото,

То золото,что блестит огоньками в

Детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»

Публикация «План самообразования „Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок“» размещена в разделах

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга, следовательно, сказку возможно и необходимо использовать как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Дошкольный возраст- важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально- нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. Именно в период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие оразцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок- и положительные и отрицательные- прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме сказки.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость- результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития.

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказки имеют большое педагогическое и воспитательное значение. Сказки оптимистичны, они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Через них дети познают веками сложившиеся традиции народа, его душу- глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Формирует у детей представление о труде, мудрость и находчивость, смышленость, послушание, ответственность. Систематическое использование сказок, бесед, игры в сказку- способствуют закреплению положительного эффекта. Какими будут дети- внимательными, заботливыми, добрыми, озывчивыми, дружными или напротив- эгоистичными, бестактными, агрессивными- зависит только от нас.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ : РАЗИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет № 11 МБДОУ детский сад № 99

ТЕМА: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

ЦЕЛЬ: Повышение своей профессиональной компетентности в вопросе изучения влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ: изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ход РАБОТЫ:

ЭТАПЫ РАБОТЫ СРОКИ ФОРМЫ РАБОТЫ

(конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации) ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ (педсоветы, семинары, мастер- классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т. д.)

Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

СЕНТЯБРЬ НАБЛЮДЕНИЕ

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию детей, через русские народные сказки. ОКТЯБРЬ Изучение педагогической психологической и методической литературы.

Подбор литературы.

Работа над модернизацией ПРС группы. НОЯБРЬ Изготовление новых игр и пособий в уголок «Театральная деятельность» и «Уголок книги».

Открытые просмотры.

Организация НОД.

«Неделя добра» ( цель: воспитание в детях

нравственных чувств).

Работа над модернизацией группы. Ноябрь Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» Чтение и обсуждение сказок. Открытые просмотры, организация НОД.

«Доброта важнее всего» ( цель: формирование послушания, непослушания; дружба, милосердие) ДЕКАБРЬ НОД с фрагментами сказкотерапии; чтение сказок. Выставка рисунков по сказкам совместно с родителями.

Конкурс «Книжка- малышка» сказки по нравственному воспитанию. ЯНВАРЬ Изготовление книжек- малышек совместно с родителями. Выставка сказок.

Открытое занятие. ФЕВРАЛЬ КОНСПЕКТ Фотоотчет, открытое зантие

«Волшебство добрых слов» ( цель: формировать культуру поведения; нравственные качества, отзывчивость; доброжелательность) МАРТ БЕСЕДА; ИНСЦЕНИРОВКИ ФОТООТЧЕТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («Сказка в жизни детей») АПРЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИЯ Подготовка анкет, памяток, рекомендации для родителей и детей.

Фотоотчет

«Добрая сказка» ( цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников) МАЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО СКАЗКАМ, Открытый просмотр для родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

_ Азбука нравственного воспитания/ под. Ред. И. А. Каирова- Омск; Русь, 2009- 48 с.

- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000.- 112с.

- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М: Академия, 2002. – 416 с.

- Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В. Г. Нечаевой. - М: Сфера, 2002. – с. 182

- Нравственное воспитание : Проблемы теории и практики/ Отв. Ред. А. К. Уледов. – М: Владос, 2004. – с 142.

- Гурова Р. Г. Нравственные проблемы воспитания/ Р. Г. Гурова. - М. : Педагогика, 2011.- 247 с.

Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4- 7 лет: Нравственное воспитание в детском саду, /В. И. Петрова- М: Изд- во Мозаика- Синтез, 2007

Смирнова Е., Холмогорова В, Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. //Дошкольное воспитание- 2003. - №9.- с. 68-76.

- Сказка как источник творчества детей. / Науч. Рук. Лебедев Ю. А. –Владос, 2001.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Сценарий театрализованного представления для детей по мотивам русских народных сказок «Морозко» Дорогие мои коллеги! Я предлагаю Вам сценарий спектакля, в котором у меня актерами были только педагоги. Получилось настоящее сказочное.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 14:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД