Лучший педагог года

План самообразования «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР»

Наталья Анатольевна
План самообразования «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР»

План самообразования на 2023–2028 годы

Тема: «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР средствами народного эпоса, музыки и живописи»

Обоснование выбранной темы:

Современные реалии таковы, что практически каждый человек цивилизованного мира живёт и развивается в поликультурном пространстве. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать не только осознанию своих корней и привитию патриотических ценностей, но и внушению терпимости и уважения к людям других культур.

Публикация «План самообразования „Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР“» размещена в разделах

Поликультурное образование - это процесс формирования у детей представлений о многоликости мира и своей страны; привития положительного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур.

Поликультурность современного образования развивается на основе общегуманистических и педагогических идей человечности, равноправия, толерантности и способствует воспитанию детей в духе уважительного и положительного отношения к ценностям разных этносов.

Понятие «поликультурность» означает образовательное пространство, в котором языковое, культурное и духовное разнообразие. В результате понятие поликультурно образованной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры другого народа.

Анализ подходов российских ученых к определению содержания поликультурного образования показал, что оно должно отвечать следующим критериям: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурах народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов.

К средствам поликультурного воспитания можно отнести устное народное творчество, общение с представителями разных национальностей, блюда национальной кухни, живопись, музыку, мультфильмы, художественные и документальные фильмы, мультимедийные технологии и др.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов народов живущих в Татарстане и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

• в законе Российской Федерации «Об образовании»;

• в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка с ТНР важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста с ТНР патриотизм должен определяться, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Цель: «Разработать систему работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников с ТНР средствами народного эпоса, музыки и живописи»

Задачи:

- изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

- знакомство и приобщение детей с ТНР к языку, литературе, истории своей малой Родины;

- воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

- воспитание бережного отношения к национальным ценностям;

- развитие умений и навыков взаимодействия между носителями разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

- воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям;

- формирование понимания важности и личностной заинтересованности педагогов и родителей в проводимой в ДОУ работе по поликультурному воспитанию.

В МБДОУ задачи поликультурного воспитания реализуются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, определенных ФГОС ДО.

План работы по теме :

•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников;

•Составить перспективный план по формированию поликультурного воспитания дошкольников;

Разработать конспекты занятий учителя-логопеда на два года обучения по приобщение детей с ТНР к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий;

•Сформировать методическое обеспечение для формированию поликультурного воспитания дошкольников; подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т. д.

•Апробировать план работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников с ТНР на практике;

•Провести итоговые мероприятия по формированию поликультурного воспитания дошкольников.

Работа строится на основе следующих подходов:

- вовлечение воспитанников в разнообразные виды деятельности (познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная, изобразительная, декоративно-прикладная);

- интеграция различных видов искусства (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация);

- использование взаимодействия в системе «педагог - ребенок – родитель»;

- осуществление воспитательной работы на основе мордовской культуры.

Работа по поликультурному воспитанию делится на работу с воспитанниками, родителями и педагогами.

Средства реализации:

- устное творчество;

- художественная литература;

- игры, игрушки и национальные кукла;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыка.

Реализация деятельности осуществляется различными подходами, организационными формами, сочетанием традиционных и инновационных методов и приемов.

Формы и методы:

- наглядный дидактический материал, костюмы, атрибуты;

- ориентация на индивидуальные особенности детей;

- куклы в национальных костюмах;

- посещение мини музеев, музеев;

- технические средства обучения (интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр)

Направление работы Мероприятия Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме 1. Изучение научно-методической, учебной литературы

План изучения темы :

1. Изучение культуры и традиций разных народов.

2. Ознакомление с материалом о разных этнических группах и приобщение к сокровищнице иной культуры. В течение

2023-2024

учебного

года

Практическая деятельность • Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию поликультурного воспитания дошкольников;

• Составить перспективный план по формированию поликультурного воспитания дошкольников;

Разработать конспекты занятий учителя-логопеда на два года обучения по приобщению детей с ТНР к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий;

• Сформировать методическое обеспечение для формирования поликультурного воспитания дошкольников; подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т. д. 2023-2024

2024 - 2025 учебные годы.

Практическая деятельность 1. Апробация составленного плана работы с детьми :

• Основная форма работы – подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

• Упражнения, игры, направленные на формирование поликультурного воспитания, включаются в любое занятие как элемент игры, своеобразной физкультминуткой. Закреплять полученные навыки не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей.

2. Коррекционно - логопедическую работу проводить используя следующие основные приемы:

• обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;

• выяснение отношений между предметами и картинным материалом;

• построение предложений по образцу с использованием графических схем;

• усвоение выражений на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

3. Знакомство дошкольников с ТНР с поликультурными ценностями проводить по следующим этапам:

• развитие интереса и обогащение представлений о своей малой Родине, татарских традициях, культуре;

воспитание у дошкольников уважения и любви к своему народу, большой и малой Родине.

• формирование знаний у детей этнокультурных традиций разных народов (сказки, попевки, песни, хороводы, пляски, игра на детских музыкальных инструментах, подвижные игры разных народов и т. д.).

4. Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по формированию этнокультурных традиций у детей дошкольного возраста.

5. Пополнить картотеку речевого материала играми по теме. 2023- 024

2024 2025

2025–2026

2026-2027

2027-2028

учебные годы.

На последнем родительском собрании

Творческое сотрудничество с коллегами 1. Организация консультаций, семинаров, тренингов, семинаров-практикумов педагогических советов для реализации программы деятельности МБДОУ по поликультурному образованию;

2. Подбор дидактических материалов для организации работы с дошкольниками по поликультурному воспитанию;

3. Повышение компетенции педагогов по поликультурному воспитанию и образованию :

- консультации: «Этика профессионального поведения в учреждении», «Приобщение детей к основам национальной культуры через знакомство с играми, песнями, танцами», «Знакомство с национальной одеждой»,

- семинар-практикум: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»,

- педагогический совет в форме круглого стола: «Создание социокультурного пространства в ДОУ»,

- тематический контроль: «Социокультурное пространство в каждой возрастной группе»,

- смотр-конкурс «Уголок поликультурного воспитания в моей группе». В течение

2023 - 2024

2024 - 2025

2025 – 2026

2026 - 2027

2027 - 2028

учебных лет.

Творческое сотрудничество с родителями 1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

2. Создание атмосферы общности интересов;

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

4. Объединение усилий для осуществления поликультурного воспитания дошкольников :

- Подготовить буклеты для родителей.

- Оформить фотовыставку для родителей.

- Побуждать родителей стать активными участниками педагогического процесса: принимать участие в проведении тематических праздников, в реализации творческих проектов, в изготовлении атрибутов в мини музей, в украшении групп к праздникам «Новый год», «Навруз», «Рождество», «Пасха», «Масленица», «Курбан Байрам» участие в играх, активно обсуждать вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Повышение квалификации на курсах НИРО Согласно плана – графика

В 2024 году

В 2027 году

Участие РМО Тренинг для педагогов ДОУ.

В 2025-2026

учебном году

Подведение итогов самообразования 1. Выступление на курсах повышения квалификации:

2. Выступление на заседаниях РМО.

3. Презентация игр.

4. Разработать занятия коррекционной работы за 2 года.

5. Составить картотеку игр, пособий по теме. В течение 2023-2028 учебного года

Литература:

1. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022.

2. .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2013. – 160 с.

4. Зарипова З. М Учебно-методические комплекты (УМК) «Говорим по-татарски».

5. Шаехова Р. К Региональная образовательная программа «Сеенеч. Радость познания».

6. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)., Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2006.

7. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольника. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. -М. : Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.

8. Забровская, О. В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада / О. В. Забровская // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08.

9. Ушакова, О. С. Развитие речи и речевого общения / Под ред. О. С. Ушаковой. - М., 1994. - 287 с.

10. Трифонова О. Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. Пособие для логопеда. / Издательство, Владос, 2018

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Работа учителя-логопеда по поликультурному воспитанию дошкольников с ТНР»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 10:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД