Лучший педагог года

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Виктория Шаповалова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

План самообразования воспитателя

Шаповаловой Виктории Васильевны на 2021/22 уч. год

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством

развития мелкой моторики рук»

Обоснование выбора темы:

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах

развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как

принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Самым благоприятным

периодом считается возраст детей до 7 лет, когда кора больших полушарий

еще окончательно не сформирована. Одновременно необходимо развивать

все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Учёные (И. П. Павлов, Бехтерев) пришли к выводу, что формирование

устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук

достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях

было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения

пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных

(двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то

есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих

от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить

ребенка выполнять точные движения руками и пальцами брать в руки

большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их

функцией (ложкой, вилкой, совочком и другими предметами, открывать и

закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки,

завязывать и развязывать.

Хочется отметить, что пальчиковые игры были всегда любимы детьми,

появившись в глубокой древности, они дошли до наших дней почти без

изменений. Например, кто не знает игры «Сорока – белобока», «Ладушки –

ладушки», «Коза рогатая». Играя с детьми в эти игры, мы развиваем у детей

внимание, расширяем горизонты их познания, стимулируем речевое и

интеллектуальное развитие.

Это важно при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех

случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль и

глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит,

систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются

мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,

связная речь.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее

воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное

отношение тело и разум. Простые движения рук помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную

усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит

развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет

довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности

пальцев.

Cегодня, всем известно, что уровень развития моторики – один из

показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению,

помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и логически

связно рассуждать. Было установлено также, что уровень развития речи

детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует

возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и

пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной

системы, всех психических процессов и речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т. е. социальные и

психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения

дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из

центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к

завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную

речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых

ориентиров необходима систематическая работа по развитию речи, Но

информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и

подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда

комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по

исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не

перегружали бы ребёнка.

План изучения темы

№ Задачи Формы и методы реализации Сроки

1. Планирование

работы по

изучению темы на

учебный год

Определение темы

самообразования.

ноябрь

Разработка перспективного

плана работы по изучаемой теме.

2. Изучение

информации из

различных

источников по теме

самообразования

Изучение методической

литературы.

в течение

года

Знакомство с передовым

педагогическим опытом работы

через посещение занятий

педагогов ДОУ, открытых

методических мероприятий,

публикаций педагогов и

педагогических сообществ в сети

интернет.

Ознакомление с

инновационными методами и

приемами по развитию мелкой

моторики руки.

Изучение психологопедагогического исследования

развития речи дошкольников

Изучение вопросов

дифференциальной диагностики

воспитанников группы.

3. Выявление уровня

развития речи на

начальном этапе на

1 полугодие

Диагностирование уровня

развития речи дошкольников по

методике О. С. Ушаковой

декабрь

4. Осуществление

образовательного

процесса по

совершенствованию

методов и приемов

развития речи с

использованием

упражнений по

развитию мелкой

моторики руки

ребенка.

Внедрение приемов развития

мелкой моторики рук в

образовательный процесс с

воспитанниками группы

в течение

года

Совершенствование форм и

методов ОД по развитию речи

посредством развития мелко

моторики рук.

5. Обобщение

педагогического

опыта по теме

Изготовление и пополнение

наглядного материала по данной

теме в предметно-развивающую

среду группы

в течение

года

Изготовление демонстрационных

пособий по мелкой моторики руки

ребенка

Изготовление картотеки по

развитию мелкой моторике руки

ребенка

Оформление папки – передвижки

для консультирования родителей

на тему «Рука развивает речь»

Разработка конспектов ОД по

развитию речи детей младшего

дошкольного возраста.

Консультация для педагогов

ДОУ по теме: «Влияние мелкой

моторики рук на развитие речи

детей младшего дошкольного

возраста»

Список литературы для самостоятельного изучения

№ Вопросы для

изучения

Сроки Литература Формы

отчетности

1 Особенности

речевого

развития

Ноябрь 1. Основная

общеобразовательная

программа

Консультирование

воспитателей

дошкольников

посредством

развития

мелкой

моторики рук.

дошкольного

образования «От

рождения до школы»

под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой,

М. А. Васильевой

2. Гербова В. В. Занятия

по развитию речи во

второй младшей группе

детского сада. М. :

Мозаика-Синтез, 2009

3. Агаян, Г. Г. Мы топали,

мы топали. Учебное

пособие для родителей

и воспитателей –

Дмитров: Карапуз, 2003

4. Александрова, Т. В.

Сказки на кончиках

пальцев. Пальчиковые

игры по мотивам

народных песен и

сказок Дошкольная

педагогика. – 2008 №7.

(С. 33-37.)

5. Гаврина С. Е. Развиваем

руки - чтоб учиться

писать, и красиво

рисовать. –

Ярославль,2007

6. Коноваленко. В. В.

Артикуляционная и

пальчиковая

гимнастика Комплекс

упражнений – М. : ООО

«Гном-пресс», 2000

7. Ларечина Е. Е.

Пальчиковые игры для

малышей от 1до 3 лет. –

С. -Петербург:

Издательство

«Родничок», 2011

8. Любина, Г. Как учить

стихи… играючи //

Дошкольное

воспитание. – 2000. -

декабрь

№1. –(С. 56-58.)

9. Мальцева И. В.

Пальчиковые игры для

детей. Издательство

«Азбука-Классика»,

2008

10. Прищепа, С. Мелкая

моторика в

психофизическом

развитии детей / С.

Прищепа, Н. Попкова,

Т. Коняхина //

Дошкольное

воспитание. – 2005. -

№1. –(С. 60-64.)

11. Савина Л. П.

Пальчиковая

гимнастика. – М. :

Издательство

«Родничок», 2001

12. Соколова, Г. Для

девочек и мальчиков

гимнастика для

пальчиков //

Дошкольное

воспитание. – 2005. -

№6. – (С. 34-36.)

13. Соколова, Ю. А. Игры

с пальчиками – М. :

2004.-20с.

14. Цвынтарный, В. В.

Играем пальчиками и

развиваем речь [Текст]/

В. В. Цвынтарный. –

Нижний Новгород:

Флокс, 1995. – 230с.

2 Методики

развития речи

ноябрь Ушакова О. С. Развитие

речи дошкольников. М. :

Изд-во Института

Психотерапии, 2001. -

256 с.

Консультирование

воспитателей

Гербова В. В. Развитие

речи в детском саду//

Программа и

методические

рекомендации для

работы с детьми/

В. В. Гербова, МозаикаСинтез

3 Образовательн

ые технологии,

используемые

в развитии

речи

посредством

приемов

мелкой

моторики рук

январь Оформление

папки «Картотека

по развитию

мелкой моторики

руки ребенка»

Инновационно - профессиональная деятельность на завершении

изученной темы

№ Мероприятия Сроки

1 Подготовить сообщение для воспитателей и

специалистов МБУ, родителей по проблеме

в течение года

2 Показ занятия ОД по теме для педагогов МБУ в течение года

3 Оформление папок-передвижек для

консультирования родителей дошкольников

в течение года

4 Оформить памятки для родителей в течение года

Влияние профессионального мастерства педагога на результаты

воспитательно-образовательной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей

результатов развития речи за 2020-2021 учебный год

Вывод

Выявление проблем и планирование работы на 2021-2022 уч. год с

учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников на

основе индивидуально-дифференцированного подхода к развитию речи

каждого воспитанника группы.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 03:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД