МААМ-картинки

План самообразования в подготовительной группе

Анна Лисицына
План самообразования в подготовительной группе

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 116 г. Орска «Ералашка»

ПЛАН

РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА

«Преемственность дошкольного и начального школьного образования»

Составила:

Лисицына Анна Владимировна.

План по самообразованию

1. ФИО педагога – Лисицына Анна Владимировна.

2. Образование / категория – высшее / высшая категория.

3. Тема самообразования : «Реализация преемственности в работе детского сада и школы».

Публикация «План самообразования в подготовительной группе» размещена в разделах

4. Работа начата - 1 сентября 2021 года.

5. Предполагается закончить – май 2022 года.

Тема: «Реализация преемственности в работе детского сада и школы».

Актуальность.

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В. А. Сухомлинский.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения – так же происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школу в организме и психологии ребенка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребенком самого процесса обучения. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и в начальной школе..

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

организационно-методическое обеспечение;

работа с детьми;

работа с родителями.

Цели:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придание педагогическому процессу целостного, последовательного характера;

уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования;

повышение качественного уровня готовности ребенка к обучению в 1-м классе;

создание условий для разработки единых подходов и критерий оценочных показателей эффективности совместной работы.

Целью дошкольного этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование у них школьной зрелости, т. е. интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.

Задачи:

Создать единого образовательного пространства, которое бы обеспечивало дошкольниками развитие социокультурных ценностей.

Обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; расширять знания об окружающем мире, стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другие виды активности.

Совместная работа с семьями воспитанников

Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе:

- разговорной речи и самостоятельного связного речевого высказывания;

- фонематического слуха.

Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе. Форма отчё тности:

Подготовить консультации в уголке для родителей: «Готовность ребёнка к школе», «Леворукий ребёнок в школе», «Ваш ребёнок идёт в 1 класс».

Провести анкетирование среди родителей будущих первоклассников.

Организовать родительское собрание совместно с психологом «Ваш ребёнок будущий первоклассник».

С воспитателями подготовительных групп провести взаимное консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к школе.

Организационно-методическое обеспечение включает:

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.

Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей. Работа с детьми включает:

Организацию адаптационных занятий с детьми

Работу психолога по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”. Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий. Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и занятий родителями.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Ожидаемые результаты

Целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

-личностного развития ребенка;

-укрепления психического и физического здоровья;

-целостного восприятия картины окружающего мира;

-формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

-преодоления разноуровневой подготовки.

Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться.

Формы работы:

Совместная работа с семьями воспитанников.

Сотрудничество с учителями СОШ.

Сотрудничество с социумом.

Индивидуальная работа с детьми.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приё мы работы:

Экскурсии

Беседы

Чтение художественной литературы о школе

Изобразительная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Словесные и дидактические игры

Рассматривание школьных принадлежностей

Праздники

Мною были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

В нашем детском саду действуют следующие формы осуществления преемственности:

1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами труда, актовым залом и др. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

2. За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о приобретениях, необходимых для поступления в школу, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.

3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга. В ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам.

4. Также проводятся коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

5. Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с теперешними воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.

С какими же проблемами сталкивается наш детский сад при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного выстраивать в «школьной" логике, вместо развития познавательных процессов.

2. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна

. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школы показывают неплохие результаты. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школы, выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам.

Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

В конце учебного года педагогом-психологом ДОУ проводится диагностика психологической готовности детей к школе, результаты которой показывают, что наблюдается положительная динамика готовности воспитанников детского сада к обучению в школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы с детьми в нашем ДОУ дает положительные результаты.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Физическое развитие: физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности

. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Социально-личностное развитие:

- любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

Познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие:

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. ;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

– умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Этапы

месяц

Формы работы

Практические выходы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

2021 Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный). Изучение научной и учебно-методической литературы.

Сентябрь -май

Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС ДО, комплексно-тематическое планирование к примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Изучение методической литературы.

Изучение психолого– педагогической литературы.

Посещение торжественной линейки в школе

Консультация «Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе»

Родительское собрание «Скоро в школу»

Этап внедрение в практику

октябрь

Разработка картотеки с / р и дидактических игр: «Библиотека», «Столовая», «Школа», «Перемена».

Консультация «Леворукий ребенок»

Этап внедрение в практику

ноябрь

Изготовление альбомов:

«Что такое школа»,

«Школьные принадлежности»,

«Загадки, пословицы и поговорки».

Консультация «Готовим руку к письму»

Этап внедрение в практику

декабрь

Чтение художественной литературы о школе:

Л, Н. Толстой «Филиппок»;

А. Барто «В школу»;

В. Берестов «Читалочка»;

В. Драгунский «Рассказ для детей про школу»;

С. Я. Маршак «Первый день календаря»;

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»;

В. Голявкин «Тетрадки под дождем»;

Экскурсия в библиотеку школы.

2022г

январь

Выставки детских

рисунков «Что я знаю о школе».

Анкетирование среди родителей

«Готовим будущего первоклассника».

февраль

Консультация для родителей «Готовность детей к школе»

Совместная деятельность воспитателя и учителя школы

Взаимное консультирование

март

Ознакомительная экскурсия в школу, школьную библиотеку.

Знакомство с первым учителем.

Рабочее место ученика.

апрель

Беседы о школе: «Что такое школа»

«Кто такой ученик»

«профессия учитель»

Консультация «Как правильно организовать свободное время ребенка»

Этап представление опыта по теме.

май

Праздник «До свидания, детский сад! Здравствуй, здравствуй школа!»

Оформление стенда на сайте ДОУ «Для вас родители, будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке к школе

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Используемая литература:

1. Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе. М. : Педагогика, 2006. – 48 с.

2. Венгер, Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М. : Знание, 2009. – 189 с.

3. Венгер, Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М. : Просвещение, 2009. – 289 с

. 4. Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование». М. : Знание, 2007. – 235 с.

5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 2007.-145с.

6. Рылеева Е. В. //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с. 104-112 1.

Нормативно – правовые документы:

Закон «Об образовании»,

Концепция модернизации Российского образования,

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено,

«Концепция преемственности в работе детского сада и начальной школы»,

Письмо Министерства России от 25.03.1994 г. «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования».

Письмо Министерства России от 9.08.2000 г. «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;

ПРИКАЗ от 23 ноября 2009г. N 655 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

2. Статьи: журнал «Обруч» №1, 1997г

Р. Стеркина, «Поговорим о преемственности»,

Е. Кравцова «Школы для маленьких или маленькие школы»

Л. Стрелкова «От «школы для маленьких» к школе «маленькой» и «большой»»

Е. Сербина «Преемственность: так в чем проблема?»

Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность» Журнал «Начальная школа» №1, 2002г:

Н. М. Конышева «Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни?»

О. И. Бадулина «К проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования»; Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №2, 2003 г:

О. П. Миронова «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»;

М. М. Пашкова «Основные аспекты преемственности»;

В. П. Сергеева «Преемственность: теория и действительность».

Интернет – ресурсы.

https://nsportal.ru/

https://ped-kopilka.ru/

https://infourok.ru/

https://www.maam.ru/

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников» Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования на 2016–2017 уч. год План самообразования на 2016-2017 уч. годТема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».Актуальность В. А. Сухомлинский говорил:.

План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников»План самообразования по теме «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольников» План самообразования по теме «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольников». Цель: Сформировать у детей навыки безопасного.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования в подготовительной группе
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 23:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД