Ольга Блинова
Планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога по коррекции сенсорного восприятия у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога по коррекции сенсорного восприятия у старших дошкольников с ЗПР. (Сентябрь-Декабрь)
Сентябрь 3 неделя
Тема: Красный цвет
«Давайте знакомиться - Красный».
Цель: познакомить детей с красным цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Оборудование: лист бумаги белый, размер А 4, предметы красного цвета (плоскостные и объемные, гномик в красной одежде («Красный», карандаши красного цвета.
Публикация «Планирование подгрупповой работы учителя-дефектолога по коррекции сенсорного восприятия у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Содержание: В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут «Красный». Живет он в красной стране. Гном приносит детям предметы только красного цвета. Дети выкладывают предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом красного цвета. Педагог проводит с детьми игру «Найди такой же», где дети выбирают предметы красного цвета по образцу.
Упражнение: «Раз, два, три, красный принеси» - дети в окружающем пространстве находят предметы красного цвета по словесному указанию.
Сентябрь 4 неделя
Тема: Геометрическая фигура круг
Формирование понятий и представлений о круге.
Игры на называние
Я вижу то, что ты не видишь.
Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящейся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которым сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.
Угадай форму предмета.
Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольный и треугольный формы, две счетные палочки: короткая и длинная. Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Подвижная игра.
Дети сидят по кругу на полу и катают друг другу маленький мяч. Затем педагог дает им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Педагог обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.
Игра на систематизацию
«Построим поезд».
Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Педагог предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.
Октябрь 1 неделя
Тема: Оранжевый цвет. Составление целого из частей
«Давайте знакомиться – Оранжевый». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с оранжевым цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, оранжевый принеси».
Помоги мышонку.
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, учить узнавать их.
Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.
Содержание: дети помогают мышонку найти кусочки сыра определенной формы.
Октябрь 2 неделя
Тема: Высокий — низкий.
Сравнение предметов по высоте.
Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет».
Сравни предметы по высоте.
Цель: сравнение предметов по высоте.
Содержание: Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.
Окошки.
Цель: сравнение предметов по высоте.
Оборудование: перфокарты с изображением домов, окна которых расположены на разной высоте; карандаш.
Содержание: Ребенку предлагается вписать в прорези перфокарты размеры окон: высокое, низкое, самое высокое и т. д.
Октябрь 3 неделя
Тема: Желтый цвет. Анализ пространственных положений геометрических фигур
«Давайте знакомиться – Желтый». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с желтым цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, желтый принеси».
«Игра с двумя обручами»
Цель: классификации блоков по двум свойствам
Оборудование: блоки; 2 обруча (синий, красный)
Содержание: На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Педагог предлагает кому-нибудь встать
- внутри синего обруча,
- внутри красного обруча,
- внутри обоих обручей,
- вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
- вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
Октябрь 4 неделя
Тема:Различие красного, желтого, оранжевого цветов. Называние цветов
Подбери чашки к блюдцам.
Цель: соотношение предметов по цвету и величине.
Оборудование: чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Содержание: Ребенку предлагается составить чайные пары, используя чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Ноябрь 1 неделя
Тема:Зеленый цвет. Высокий — низкий.
Сравнение предметов по высоте.
Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет».
«Давайте знакомиться – Зеленый». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с зеленым цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, зеленый принеси».
Самый высокий, самый низкий.
Цель: составление сериационных рядов по высоте.
Оборудование: набор брусков разной высоты.
Содержание: Ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).
Ноябрь 2 неделя
Тема: Геометрическая фигура квадрат. Различение красного, оранжевого, желтого, зеленого цвета. Называние цветов
Формирование понятий и представлений о квадрате.
Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его. (Квадрат)
Игра на называние. Какой фигуры не стало?
Педагог выбирает четыре плоскостные фигуры (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало.
Какого цвета?
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: Ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение помидора — красную карточку, под изображение огурца — зеленую, лимона — желтую и т. д.
Ноябрь 3 неделя
Тема: Длинный — короткий. Закрепление представлений о величине предметов.
Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет».
Самая длинная, самая короткая.
Цель: составление сериационных рядов по длине.
Оборудование: набор разноцветных лент разной длины.
Содержание: Ребенку предлагается разложить ленту по длине, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной, а затем соотнести и назвать ленты по длине и цвету.
Можно сравнить ленты по нескольким признакам: длине и ширине; ширине и цвету и др.
Ноябрь 4 неделя
Тема:Голубой цвет
«Давайте знакомиться – Голубой». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с голубым цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, голубой принеси».
Декабрь 1 неделя
Тема:Синий цвет. Закрепление представлений о величине предметов: широкий-узкий.
Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет».
«Давайте знакомиться – Синий». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с синим цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, синий принеси».
«Мышонок идет в гости», «Что изменилось?», «Поможем зайчишке», «Развесим полотенца».
Цель: закрепление представлений о величине предметов: широкий-узкий.
Оборудование: натуральные предметы, разные по ширине, изображение широкой речки и узенького ручейка, трафареты двух кукол, трафареты трех дорожек и домиков, разных по ширине, карточки с изображением предметов, разных по ширине, набор полосок одинаковой длины, но разных по ширине (три вида, по 5-6 шт. в каждом).
Содержание: педагог предлагает детям сравнить предметы по ширине.
Декабрь 2 неделя
Тема: Фиолетовый цвет. Группировка предметов по цвету
«Давайте знакомиться – Фиолетовый». (Проводится аналогично занятию «Давайте знакомиться — Красный».)
Цель: познакомить детей с фиолетовым цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.
Упражнение: «Раз, два, три, голубой принеси».
Неразлучные цвета.
Цель: закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
Содержание: Педагог называет предмет (объект, в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина — листья зеленые, ягоды красные; ромашка — лепестки белые, середина желтая; береза — ствол белый, листья зеленые.
Декабрь 3 неделя
Тема:Различение фиолетового, голубого, синего цвета. Называние цветов.
Какого цвета не стало?
Цель: выделение и называние цвета.
Оборудование: несколько флажков разного цвета.
Содержание: Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети закрывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.
Декабрь 4 неделя
Тема: Закрепление понятий: большой-маленький, средний. Сравнение по величине (одинаковые по размеру) Иншакова О. Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет».
Разложи по размеру.
Цель: соотнесение предметов по величине.
Оборудование: чашки или другие емкости разного размера.
Содержание: Ребенку предлагается разложить в порядке увеличения размера чашки или другие емкости.
Можно использовать в качестве игрового материала вырезанные из картона круги, грибы, морковки и т. д.
Что в чем.
Цель: соотнесение предметов по величине.
Оборудование: предметные картинки или контурные изображения предметов (ведро, чашка, машина, чайник, кошелек,чемодан и др.).
Содержание: Ребенку предлагается определить, какие предметы могут поместиться друг в друга, затем разложить картинки по этому принципу.