Папки-передвижки

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Мария Сизова
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к деятельности детского сада в духовно-нравственном воспитании их детей, к работе в этом направлении. По результатам анкетирования - 69% родителей заинтересованы в работе детского сада по данному направлению. Однако оставшиеся 31% относятся с осторожностью, или недопониманием. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей.

Публикация «Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств мы провели обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста. Показатели духовно-нравственного развития детей оценивали по следующим критериям: культура общения, культура поведения, аккуратность, отзывчивость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, любознательность, честность, эмпатия.

Анализ уровня развития, что у детей нравственные качества сформированы на среднем уровне. То есть не все дети имеют достаточные нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

Изучив с педагогами работу по духовно-нравственному направлению, проведя анкетирование среди родителей и педагогов, выявили уровень организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Изучили методическую литературу по духовно-нравственному воспитанию. Это помогло нам методически грамотно подготовиться к ведению воспитательно-образовательного процесса.

Далее поставили цель:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Чтобы достичь поставленной цели по духовно-нравственному воспитанию, мы поставили следующие задачи:

- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа; - способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе); - формировать моральное сознание и моральные оценки; - помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

В основе работы по духовно-нравственному воспитанию лежат следующие принципы:

1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур, участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

В своей работе используем следующее методическое обеспечение:

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2016 год.

-Шевченко Л. Л. «Добрый мир» - Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

Н. Г. Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, содержащиеся в этих программах, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ, обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Содержание образовательных областей в контексте духовно-нравственного воспитания

Физическое развитие

• формирование у детей представления о физической силе как о необходимом качестве для трудовой деятельности и как способе защиты в опасных ситуациях;

воспитание у детей потребности в оказании посильной физической помощи окружающим людям;

воспитание у детей милосердия, внимательного отношения к самочувствию окружающих людей, желания оказать необходимую помощь.

Социально-коммуникативное развитие

• формирование у детей представлений о родительском доме, детском садике, о городе и стране;

• развитие умения быть отзывчивым, дружелюбным;

воспитание у детей послушания, доброго и внимательного отношения к родителям; уважительного отношения к пожилым людям;

• развитие у детей представлений о милосердии, великодушии, справедливости;

воспитание дружелюбного отношения детей к друг другу, детям других национальностей, детям с ограниченными возможностями здоровья;

воспитание навыков межличностного общения здоровых детей и детей с ОВЗ на позициях равенства, уважения, взаимопонимания.

Речевое развитие

развитие у детей понимания значимости слова как источника жизни человека: мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь; слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение; слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад;

формирование представлений о роли слова в жизненных ситуациях: с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть;

• развитие у детей интереса к художественной литературе как источнику духовно-нравственного опыта людей; поощрение позитивной направленности придуманных детьми сюжетов сказок и рассказов на разрешение различных нравственных проблем;

воспитание доброжелательного отношение к сочинениям других взрослых и детей, побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы.

Познавательное развитие

Развитие у детей представлений:

• о малой Родине и Отечестве;

• о социокультурных ценностях нашего народа;

• об отечественных традициях и праздниках;

• о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;

• развитие интереса к жизни наших предков;

• усвоение ребенком ценностей и опыта культуры народов местности, национальных отечественных традиций;

• формирование у детей представлений о труде как основе жизни человека на земле;

воспитание трудолюбия, желания прийти на помощь другому человеку, чувства ответственности за свои дела.

Художественно-эстетическое развитие

воспитание у детей эстетических и нравственных чувств при восприятии детьми произведений искусства;

• развитие у детей нравственно – эстетических чувств в процессе музыкальной, изобразительной деятельности;

• побуждение детей старшего возраста к проявлению патриотических чувств у детей в процессе слушания музыки соответствующего содержания;

• формирование у детей средствами музыки потребности в духовной и эмоциональной близости с родителями и другими близкими людьми;

воспитание у детей средствами театрально-музыкального искусства чувства патриотизма, милосердия, правдолюбия, стремления к добру и неприятию зла, потребности в заботе об окружающих.

В связи с этим работа в МБДОУ по духовно - нравственному воспитанию дошкольников ведется в таких направлениях: работа с детьми, педагогами, родителям и социумом.

Для работы по этим направлениям был разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию.

Работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию разделили на несколько направлений (блоков) : - Ознакомление с отечественным литературным наследием. - Фольклор; - Азбука нравственного воспитания; - Декоративно – прикладное искусство; - Патриотическое воспитание; - Краеведение; - Семья

Блок «Ознакомление с отечественным литературным наследием» построен на ознакомлении детей с творчеством русских писателей. В этом блоке раскрывается два направления:

- Первое направление – это художественное наследие, которое проходит через произведения Л. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Есенина, А. С. Пушкина и других русских писателей и поэтов.

- Второе направление – художественная литература современных авторов проходит через знакомство детей с творчеством А. Барто, К. И. Чуковского, Е. Чарушина, С. Я. Маршака, С. Михалкова. Через произведение этих авторов дети учатся добру, гуманному отношению к природе, близким людям; в их души закладываются первые родные слова, хорошие мысли.

Блок «Фольклор». Целью его является приобщение детей к лучшим произведениям фольклорных жанров, к ценностям родной культуры. Данный блок позволяет через малые фольклорные жанры познакомить детей со средствами выразительности родного языка, обогатить познавательный и нравственный опыт детей; учат видеть особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, знакомит с народными праздниками.

В первой младшей группе этот блок раскрывается через знакомство детей с потешками, во 2 младшей через русские народные сказки, в средней группе мы знакомим детей с пословицами, загадками, дразнилками, в старшей с русскими сказаниями и волшебными сказками, а в подготовительной с былинами.

Блок «Декоративно-прикладное искусство» знакомит детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями, народными праздниками, поэтому этот блок является неотъемлемой частью всех других блоков.

Блок «Семья» служит для приобщения детей к лучшим отечественным традициям семейного воспитания. Работа по этому блоку опирается на важнейшую, объединяющую людей духовную ценность-гармонию семейных взаимоотношений. Содержание блока опирается на семейные православные ценности.

Блок «Азбука нравственного образования и духовного становления» служит для воспитания мотивов бескорыстного отношения друг к другу; способствует формированию личного отношения ребёнка к соблюдениям (нарушениям) моральных норм; учит детей правилам общения и культуре поведения. Всё это служит ориентирами при моральной оценке собственного поведения детей. Содержание блока опирается на православную этику.

Блок «Краеведение» призван познакомить детей с жилищем русского человека, предметами русского народного быта, красотой национального костюма; развить интерес к старинным играм и забавам

В этом блоке мы начинаем знакомить детей с русскими народными игрушками-забавами, во второй младшей группе мы знакомим детей с русским национальным костюмом, в средней группе с жилищем русского человека, с предметами быта, в старшей группе – с промыслами и ремеслами народов Дальнего Востока, а в подготовительной группе – мы воспитываем интерес к истории земли Дальневосточной на примере исторических событий и личностей.

Блок «Патриотическое воспитание» призван воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе, своему дому, детскому саду, городу, стране. С ранних лет формируется представление об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности культурным и природным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Работа с педагогами.

Работа с педагогами - самое ответственное звено в реализации данной задачи. Вопросы по данному направлению решаем на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, открытых просмотрах, методических объединениях и т. д. Наряду с использованием традиционных форм работы вводим нетрадиционные новые формы работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами. Это психолого – педагогическое консультирование со специалистами. На психолого – педагогическом консультировании даются ответы на возникающие вопросы. Формы проведения данных встреч самые разные: анкетирование, тестирование, встречи с батюшкой.

Взаимодействие с родителями.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.

Именно поэтому уделяем большое внимание взаимодействию с семьей с родителями, Проводим:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-проведение совместных развивающих мероприятий (выставки, конкурсы);

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно-нравственному воспитанию;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы : информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.

-экскурсии;

- посещение семей на дому;

-совместные с родителями праздники, спектакли, Дни рождения;

- проектная деятельность.

Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумыванию герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Взаимодействие с социумом.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом.

Наш детский сад взаимодействует с: НИРО, Православной гимназией, школой №8, библиотекой, Центром ремесел, Ледовым дворцом, с Приходом Храма Живоначальная Троица.

Итог.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее.

Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.

Публикации по теме:

«Деревенские посиделки». Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Деревенские посиделки» Духовно нравственное воспитание Дети в русских национальных костюмах. Зал в стиле русской избы, на столе выпечка.

«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учеников. Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Наш дом» Программное содержание: Формирование первоначальных представлений о творении мира Богом, воспитание положительного отношения к окружающему.

Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Конспект по духовно — нравственному воспитанию на тему «Масленица» Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником. Задачи: Образовательные: - формировать у детей понятие о традициях.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7» (Слайд 2) «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

«Незабудка». Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей 6–7 лет Занятие «Незабудка» для детей 6 – 7 лет Цель: дать знания детям о духовных добродетелях: доброжелательность, милосердие. Задачи: - Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 20:26
+81Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД