Планирование работы по вариативному компоненту с использованием методики Марии Монтессори

Елена Григораш
Планирование работы по вариативному компоненту с использованием методики Марии Монтессори

Планирование работы по вариативному компоненту

с использованием методики Марии Монтессори

Григораш Елена Александровна – методист,

высшая категория, высшее образование

КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» аппарата акима Шарбактинского сельского округа Щербактинского района

При выборе вариативной части учебного плана педагогами дошкольной организации учитываются приоритетные направления деятельности организации, обеспечивается индивидуальный характер развития дошкольников и учитываются их личностные особенности, интересы и склонности.

Определив работу с детьми по вариативному компоненту в форме кружка по методике Марии Монтессори, необходимо учитывать, что должно быть достаточное количество игр по системе М. Монтессори, должна быть создана соответствующая среда, обеспечена доступность материала, учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, количество и длительность организованной учебной деятельности в течение дня.

Планируя каждое упражнение,ставятся две цели: прямая и косвенная. Первая служит актуальному движению ребенка, вторая - работе на будущее.

Задачи:

- предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта;

-предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, чувство тепла;

-развивать способность эстетического восприятия, чувства цвета, ритма, формы;

-через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям развития речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас;

-развивать математическое мышление и навыки счета;

-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные и существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам;

-предоставить возможность детям ощущать себя частичкой окружающего мира, воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, трех стихий –земли, воздуха и огня, различать явления природы. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы;

-создавать благоприятные условия для занятий,чему должны способствовать: позитивная позиция и поведение педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.

Используятакие игровые упражнения как: «Упражнение с водой», «Пересыпаем ложкой», «Смети, но не просыпь» педагог знакомит детей с практической стороной жизни, с различными объемами сосудов, развивается координации движений, моторики, концентрации внимания, закрепление навыков практической жизни (убери за собой).

В упражнении с использованием различных рамок Монтессори с различными застежками, дети развивают такие сложные для них умения одеваться и раздеваться. Сам процесс открывания рамки и нахождение за ней интересной картинки «Угадай, кто спрятался в окошечке?», «Посмотри и назови» увлекает маленького ребенка, оживляет его движения. Через пояснение действий и комментируя их, у детей про-является внимание и самостоятельность, постепенно у них развивается умение быстро шнуровать и застегивать.

Для формирования у дошкольников представлений об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, можно использоватьсятакие упражнения как: «Чья семья?»- классификация домашних животных с выделением одной группы, упражнения на классификацию (транспорт, овощи, фрукты, животные) «Назови одним словом», «Что лишнее?» «Сад-огород», «Подбери домик животному», «Кто, где живет?».В игровой форме происходит расширение словарного запаса, формируются умения классифицировать предметы и слова по обобщающим категориям.

Чувства цвета, ритма, формы,развитие способности эстетического восприятия помогают развивать такие упражнения :

«Загони машину в гараж», «Подбери пару», «Собери бусы по образцу», «Закрой окошко геометрической фигурой по образцу» и др.

При развитии у детей таких чувств как слух, зрение, обоняние, осязание, чувство тепла необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Через упражнения «Шумовые баночки», «Назови, что звучит?» происходит развитие восприятия и дифференциации шумовых различий

Развитию чувств обоняния способствуют такие упражнения как : «Определи по запаху», «Что так пахнет?», «Нарисуй (подбери картинку, что так пахнет?» .

Через простые упражнения развиваются умения обращаться с водой,развивать чувство вкуса: «Определи на вкус», «Попробуй и назови», «Попробуй, назови, подбери картинку». Упражнение «Приготовим лекарство» формирует понятия «сладкий — кислый — горький», развивает вкусовые ощущения;

Для развития тактильных ощущений, чувств, развития осязание (умение узнавать поверхности различного качества) используются упражнения: «Разбери зернышки» (3—4 вида, «От шершавой до гладкой», «Лоскутки тканей».

Развитие и утончение моторики пальцев и мускулатуры рук происходит в игровых упражнениях:

«Соберем все камешки», «Перекладывание бус пинцетом», «Рамки и вкладыши», «Взбиваем крем», «Выложи из горошин (фасоли, гречки, камешек, бусинок, пуговиц)». Эти упражнения развивают не только моторику,но формируют такие качества как: внимание, усидчивость, толерантность.

В «Упражнениях с матрешкой», «Подбери по величине (высоте, ширине)» формируют понятия «большой — маленький», упорядочение предметов по величине. «Цепочка из бусин»- знакомит с числовым рядом, умением обозначать десяток, развивает мелкую моторику. Упражнения «С утра до вечера», «Что сначала, что потом» - формируют умение узнавать время. Закрепляется у детей понимания того, что день делится на части. Происходит расширение словарного запаса.

Важно помнить, что все упражнения носят игровой характер, должны вызывать желание у ребенка действовать самостоятельно, быть доступными для понимания и применения, не должны превышать временные рамки занятия, вызывать у ребенка чувство удовлетворенности от проделанной работы.

Используя методику М. Монтессори в вариативном компоненте,к концу обучения дети могут:

-самостоятельно взаимодействовать с предметами;

-реализовывать свое право на свободный выбор материала;

-выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

-получать социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития

ребенка;

- находить свои ошибки и исправлять их;

-сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;

-самостоятельно убирать материалы на свое место.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Мастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушекМастер-класс с использованием игры-шнуровки по методике Монтессори из швейных катушек Девизом Марии Монтессори в педагогике стал - «Помоги мне это сделать самому!» Её принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Планирование работы по вариативному компоненту с использованием методики Марии Монтессори
Опубликовано: 30 октября 2020 в 01:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 ноября. День дятла на МААМ

Дятел – удивительная птица. Не зря есть поговорка о том, что «голова не болит как у дятла». Действительно, эта птица целый день без устали долбит деревья, чтобы найти себе пищу и при этом прекрасно себя...

25 ноября. День московского Кремля на МААМ

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — сегодняшний тематический день посвящен самой большой действующей крепости в Европе и нашему национальному символу — Московскому Кремлю. Воспользуйтесь нашей...

Конспект занятия по обрывной аппликации «Украсим платье для кукол» в средней группе
Цель: учить детей создавать обрывную аппликацию из цветной бумаги своими руками. Задачи: Образовательные: -помочь детям освоить технику обрывной...
Фотоотчет об аппликации из комочков бумаги с детьми средней группы «Букет для мамочки»
Уважаемые коллеги! Сегодня дети средней группы готовили для мам подарок - открытку с букетом цветов в вазе Скатывать комочки бумаги для наших деток не...
Детский мастер-класс по плоскостной аппликации из бумажных ладошек «Морж» для старших...
Данный мастер-класс будет интересен педагогам и детям старшего дошкольного возраста. Цель: выполнение плоскостной аппликации из ладошек "Морж". Задачи: -...