Получи документы

Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО

Ишханян Виктория
Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

• многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

Публикация «Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО» размещена в разделах

• многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

• уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Вид наблюдения Характеристика

В зависимости от позиции наблюдателя • открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

• скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

В зависимости от активности наблюдателя • пассивное – наблюдение без какой-либо направленности

• активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

• лабораторное (экспериментальное)наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной : от минимальной (в непринужденной беседе, в привычной обстановке, до максимальной (в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций).

• естественное (полевое)наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

В зависимости от регулярности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;

• включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

• невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

По упорядоченности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

• сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;

• выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику

точки зрения хронологической организации наблюдения • лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

• периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;

одиночное – описание отдельного случая

Самонаблюдение (рефлексия)

Используется в основном для определения внутренней позиции самого наблюдателя.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения :

• адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

• точность и образность формулировок;

• обязательное описание ситуации (фон, контекст, в которой наблюдаемое поведение имело место.

В детских дошкольных образовательных учреждениях метод наблюдения является одним из самых востребованных и эффективных. Именно он позволяет выявлять какие-либо особенности, как в поведении (позиция лидерства, самооценка девиантность и т. д., так и в образовании (склонностях, способностях) детей. Самонаблюдение помогает педагогу влиять на собственные психологические особенности и выявлять возникающие проблемы.

Публикации по теме:

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием различных видов конструкторов «Появление бабочки» Тема: «Превращение бабочки» Цель: Формирование у воспитанников представлений об этапах (стадиях) превращения бабочки. Задачи: - Познакомить.

Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» на тему: «Рисование различных видов насекомых». Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» (подготовительное отделение). (Руководитель – Е. С. Болотова, педагог.

Консультация для педагогов «ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности» ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время возникают новые.

Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки»Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки» Цель: • познакомить детей с историей народной куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре; • научить детей изготавливать.

Презентация «Организация различных видов деятельности и общения детей» Организация различных видов деятельности и общения детей. Выполнила: Куплинова Наталья Викторовна МДК 02.01. Теоретические и методические.

Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов» Тип проекта: среднесрочный, познавательный. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

Совместное конструирование из различных материаловСовместное конструирование из различных материалов Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 20:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ишханян Виктория (УИ 1300325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД