Ишханян Виктория
Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:
Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:
• многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;
Публикация «Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО» размещена в разделах
• многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;
• уникальный характер и неповторимость психических явлений.
•
Вид наблюдения Характеристика
В зависимости от позиции наблюдателя • открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;
• скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.
В зависимости от активности наблюдателя • пассивное – наблюдение без какой-либо направленности
• активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;
• лабораторное (экспериментальное) – наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной : от минимальной (в непринужденной беседе, в привычной обстановке, до максимальной (в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций).
• естественное (полевое) – наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.
В зависимости от регулярности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
• систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;
• включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;
• невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.
По упорядоченности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;
• сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;
• выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;
систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику
точки зрения хронологической организации наблюдения • лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;
• периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;
одиночное – описание отдельного случая
Самонаблюдение (рефлексия)
Используется в основном для определения внутренней позиции самого наблюдателя.
Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.
Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения :
• адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;
• точность и образность формулировок;
• обязательное описание ситуации (фон, контекст, в которой наблюдаемое поведение имело место.
В детских дошкольных образовательных учреждениях метод наблюдения является одним из самых востребованных и эффективных. Именно он позволяет выявлять какие-либо особенности, как в поведении (позиция лидерства, самооценка девиантность и т. д., так и в образовании (склонностях, способностях) детей. Самонаблюдение помогает педагогу влиять на собственные психологические особенности и выявлять возникающие проблемы.