Получи документы

Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО

Ишханян Виктория
Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО

Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербального поведения:

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

• многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением;

Публикация «Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО» размещена в разделах

• многоуровневая, иерархическая структура психических явлений;

• уникальный характер и неповторимость психических явлений.

Вид наблюдения Характеристика

В зависимости от позиции наблюдателя • открытое – наблюдение, при котором наблюдаемые знают о своей роли объекта исследования;

• скрытое – наблюдение, о котором испытуемым не сообща ется, проводимое незаметно для них.

В зависимости от активности наблюдателя • пассивное – наблюдение без какой-либо направленности

• активное – наблюдение конкретных феноменов, отсутствие вмешательства в наблюдаемый процесс;

• лабораторное (экспериментальное)наблюдение в искусственно создаваемых условиях. Степень искусственности может быть различной : от минимальной (в непринужденной беседе, в привычной обстановке, до максимальной (в эксперименте с использованием специальных помещений, технических средств и принудительных инструкций).

• естественное (полевое)наблюдение за объектами в естественных условиях их повседневной жизни и деятельности.

В зависимости от регулярности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику;

• включенное – наблюдение, при котором наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее как бы изнутри;

• невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия наблюдателя с объектом изучения. Этот вид наблюдения, по сути, есть объективное (внешнее) наблюдение.

По упорядоченности • случайное – не запланированное заранее наблюдение, совершаемое в силу неожиданно сложившихся обстоятельств;

• сплошное – постоянное наблюдение за объектом без перерыва. Обычно применяется при краткосрочном его изучении или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений;

• выборочное – наблюдение, проводимое в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению;

систематическое – преднамеренное наблюдение, совершаемое по заранее обдуманному плану и, как правило, по заранее составленному графику

точки зрения хронологической организации наблюдения • лонгитюдное – наблюдение в течение длительного времени;

• периодическое – наблюдение в течение определенных промежутков времени;

одиночное – описание отдельного случая

Самонаблюдение (рефлексия)

Используется в основном для определения внутренней позиции самого наблюдателя.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдения, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения :

• адекватная передача смысла наблюдаемых явлений;

• точность и образность формулировок;

• обязательное описание ситуации (фон, контекст, в которой наблюдаемое поведение имело место.

В детских дошкольных образовательных учреждениях метод наблюдения является одним из самых востребованных и эффективных. Именно он позволяет выявлять какие-либо особенности, как в поведении (позиция лидерства, самооценка девиантность и т. д., так и в образовании (склонностях, способностях) детей. Самонаблюдение помогает педагогу влиять на собственные психологические особенности и выявлять возникающие проблемы.

Публикации по теме:

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста посредством различных видов деятельности В педагогической среде никто не будет отрицать особую роль сенсорного развития в раннем детстве. Работая в группах с детьми от 1,5 до 3.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием различных видов конструкторов «Появление бабочки» Тема: «Превращение бабочки» Цель: Формирование у воспитанников представлений об этапах (стадиях) превращения бабочки. Задачи: - Познакомить.

Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» на тему: «Рисование различных видов насекомых». Конспект открытого занятия в объединении «Художественная студия» (подготовительное отделение). (Руководитель – Е. С. Болотова, педагог.

Консультация для педагогов «ИКТ в процессе организации различных видов детской деятельности» ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящее время возникают новые.

Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки»Мастер-класс «Изготовление различных видов тряпичной куклы-Кувадки» Цель: • познакомить детей с историей народной куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре; • научить детей изготавливать.

Презентация «Организация различных видов деятельности и общения детей» Организация различных видов деятельности и общения детей. Выполнила: Куплинова Наталья Викторовна МДК 02.01. Теоретические и методические.

Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов» Тип проекта: среднесрочный, познавательный. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности Основными задачами музыкального воспитания дошкольников считаются, как правило, развитие музыкальных и творческих способностей детей посред-ством.

Совместное конструирование из различных материаловСовместное конструирование из различных материалов Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Подбор и систематизация материалов по проблеме использования различных видов и техник наблюдения в работе воспитателя ДОО
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 20:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД