Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов»

Наталия Шиман
Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов»

Тип проекта: среднесрочный, познавательный.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Время реализации проекта: февраль – март 2017 года.

Гипотеза: мы предполагаем, что с помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.

Актуальность проекта: присваивая материальное содержание вещи, ребёнок активно переводит её из плоскости «вещь для себя» в плоскость «вещь для меня»; легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. Следовательно, для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход. Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, модулирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). В связи с этим проектно-исследовательская деятельность будет учитывать актуальное развитие дошкольника, побуждать детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Цель проекта: развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира, направленная на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.

Задачи проекта:

Формировать представления о:

1. Предметах рукотворного мира, качества и свойства, материалы, из которых они сделаны (глина, бумага, ткань, дерево, пластмасса и др.)

Формировать умения:

1. Ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира;

2. Узнавать в предметах материалы, из которых они сделаны (бумага, металл, резина, кожа, ткань, дерево, знать их отличительные признаки (рвется, бьется, ломается);

3. Пользоваться предметами по назначению и бережно к ним относиться;

4. Использовать приобретенные представления об окружающих предметах, технике в непосредственной детской деятельности; в условиях экспериментирования (определение свойства ткани, вкуса продуктов и т. д.).

Развивать:

1. Познавательный интерес детей.

2. Познавательно-поисковую активность ребенка, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.

3. Детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

4. Речевые умения: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).

Воспитывать:

1. Бережное отношение к окружающим предметам.

2. Эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.

3. Умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.

Предполагаемые результаты:

- усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира, его качествах и свойствах

- развитие у детей самостоятельности, самосознания, активности;

- активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

1-ый этап. Подготовительный. Разработка проекта.

1. Заинтересовать детей изучением данной темы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу, иллюстрации.

3. Подобрать атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

4. Составить план мероприятий.

2-ой этап. Практический.

Планирование работы с родителями:

Родительское собрание «Человек - создатель рукотворного мира».

Рекомендации для родителей по формированию познавательного интереса к предметному миру.

Консультация «Знакомство детей со свойствами предметов».

Консультация «Познавательные интересы дошкольников».

Изготовление поделок детьми совместно с родителями «Удивительные поделки из разных материалов».

Выставка альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей».

Выставка «Деревянные игрушки».

Развлечение «Мы – юные экспериментаторы».

Планирование работы с детьми:

Образовательная область «Ребенок и общество»

Занятия: «Как появляется одежда», «Ознакомление с пластмассой», «История возникновения тарелки», «Удивительные свойства бумаги», «Откуда к нам пришла бумага», «Ткань и ее свойства», «Материалы и их свойства».

Познавательная практическая деятельность:

Экскурсия по группе «Из каких материалов сделаны предметы в нашей группе», в прачечную. Наблюдение на прогулке «Что из чего, «Изучаем свойства: прочное, твердое, цвет, блеск»; «Свойства дерева», «Волшебные камни», «Бумага», «Ткань».

Опыты – эксперименты: «Мягкий – твердый» (дерево – металл, «Тяжелый легкий», «Бумага и ткань», «Бумага и резина», «Резиновые перчатки», «Горит – не горит», «Дерево умеет плавает», «Какая она пластмасса», «Тонет – не тонет», «Магнетизм», «Зеркало», «Статическое электричество», «Есть ли у магнита препятствие».

Рассматривание: иллюстрации по теме «Профессии», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Инструменты»; илюстраций из разных материалов в энциклопедии «Хочу все знать» под редакцией Т. Н. Нуждиной.

Художественная деятельность:

Изобразительная - ручной труд «Чудесные превращения пластмассовой бутылки», «Подарок папе» (из бросового материала, «Я мастер» (поделки из различных материалов», изготовление альбомов «Такая разная бумага», «Виды тканей». Конструирование «Тюльпан», «Деревянный дом». Аппликация: «Модница», «Избушка ледяная и лубяная». Лепка: «Столовый сервиз», «Горшочки для цветов» (из глины). Рисование: «Дом в котором я живу», «Украсим одежду», «Деревянные матрешки».

Художественно-речевая - чтение художественной литературы: белорусская народная сказка «Зайкава хатка», английская народная сказка «Три поросенка», Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (глава про профессии, «Заплатка», К. Чуковский «Федорино горе», Т. Клешторная «Сукенка раскажа», Я. Бжехва «Клей», А. Иванова «Я будую дом з пяску»; народные сказки: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Зимовье зверей»,игра-драматизация по мативам сказки «Три поросенка», составление и отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.

Музыкальная деятельность – игра на музыкальных инструментах «Громко – тихо»; танцы с деревянными ложками, с платочками, со снежинками; слушание П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», Н. Метловой «Платочек».

Игровая деятельность:

Строительные игры: «Улица моего поселка», «Театр и школа», «Юные архитекторы», «Строительство в нашей деревне» (используя схемы). Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Библиотека».

Настольно-печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Одень куклу». «Три поросенка», пальчиковый театр «Заюшкина избушка».

Дидактические игры: «Что из чего», «Что кому», «Что лишнее», «Сложи матрешку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Пришей пуговицу», «Составь картинку», «Что у нас из металла», «Что из бумаги», «Что из ткани», «Мир предметов», «Сошьем кукле платье».

Игры на развитие речи: «Какой предмет», «Что делает предмет», «Закончи предложение», «Чем был, чем стал», «Волшебные звуки», «Угадай по описанию».

Общение:

Беседы «Для чего нам нужны разные материалы», «Из каких материалов сделаны разные предметы», «Предметы и разные материалы», «Профессия кузнеца»; игровые ситуации «Кто в какой одежде пришел», «Из какого материала твоя игрушка». «С какими игрушками ты играешь», «Деревянные профессии»; игра – импровизация «Магазин игрушек».

3-ий этап. Заключительный.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу о том, что ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности. Необходимо предоставлять детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда.

Подобранные игры, беседы, продуктивная деятельность помогли детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по изучаемой теме.

Эмоциональные переживания детей, яркие впечатления, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали лучшей познавательной активности и сформировали чувства бережливости к окружающим их предметам.

С помощью художественного слова, изобразительных средств у детей закрепились знания по изучаемой теме.

При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили предложеный материал.

Заключительным этапом работы над проектом стало издание стенгазеты «Как мы изучаем материалы и их свойства», развлечение с родителями «Мы – юные экспериментаторы».

Публикации по теме:

Фотоотчёт с ярмарки игрушек «Герои коми сказок», сделанных детьми и родителями из различных материалов.Фотоотчёт с ярмарки игрушек «Герои коми сказок», сделанных детьми и родителями из различных материалов. 14.02 в подготовительной группе прошла ярмарка игрушек, сделанных своими руками, в рамках проекта" Я здесь расту. и край мне этот дорог".Цель.

Фотоотчёт «Картина «Мир во всём мире!» Совместная деятельность воспитателя с детьми»Фотоотчёт «Картина «Мир во всём мире!» Совместная деятельность воспитателя с детьми» 22 июня- одна из наиболее трагических дат в истории нашей Родины. -День памяти и скорби. Этот день для тех, кто пережил и выжил для детей.

Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» ЦЕЛИ: 1. Расширить представления детей о стране, в которой.

Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» Конспект НОД в подготовительной группе Окружающий мир: «Твой адрес в этом мире» ЦЕЛИ: 1. Расширить представления детей о стране, в которой.

Мастер-класс по аппликации с применением различных материалов «Осенняя береза»Мастер-класс по аппликации с применением различных материалов «Осенняя береза» Описание: данный мастер-класс предназначен для педагогов дошкольных учреждений, детей и родителей. Назначение: данная поделка может быть.

Ознакомление с окружающим «Природа и рукотворный мир» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада Тема занятия: "Природа и рукотворный мир" Программное.

Планирование в Подготовительной группе. Тема: Познавая природу, человек создает рукотворный мир [hТема недели: «Познавая природу, человек создаёт рукотворный мир» Дата: 15-19 октября Цель: Воспитывать любовь к Родине. Расширять представление.

Проект «В мире динозавров»Проект «В мире динозавров» Проект «В мире динозавров» Паспорт проекта Вид проекта: «Познавательно-исследовательский» Состав участников: дети 5 года жизни, родители,.

Проект «В мире животных»Проект «В мире животных» * * * МБДОУ детский сад "Комарик" Паспорт проекта «В мире животных» Руководитель:Серая К. С. п. Хулимсунт 2017 год Пояснительная.

Сценарий спортивного праздника «Мы за мир во всем мире» с детьми старшего дошкольного возрастаСценарий спортивного праздника «Мы за мир во всем мире» с детьми старшего дошкольного возраста Сценарий спортивного праздника «Мы за мир во всем мире» с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Герасимова Елена Юрьевна, инструктор.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Рукотворный мир. В мире различных материалов»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 09:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

НОД учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с ЗПР «Необитаемый остров»...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга....
Экскурсия на железнодорожный вокзал города «Сергач» для старше-подготовительной группы
Аннотация. Актуальность: Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность....
Консультация «Методы заучивания стихотворений»
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие...