Татьяна Новоселова
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников
Театральная студия «В гостях у сказки» детский сад № 230 ОАО «РЖД»
Педагог дополнительного образования Новоселова Т. З.
Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса, основой которого является правильное дыхание. Приведем в качестве примера описание нескольких упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельностью.
Публикация «Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. Упражнения на дыхание:
Сейчас мы проведем упражнение на дыхание. И разыграем звуковой спектакль «У бабушки в деревне», но прежде, чем мы начнем, постараемся запомнить, как будут говорить герои бабушкиной сказки:
Самовар: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых»
Чайник: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых. пых…пых.»
Большой филин глубоко вдохнуть,резко прерываясь выдохнуть и произнести «ух»
Маленький филин: глубоко вдохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух, ух, ух»
Волки: глубоко вдохнуть и выдыхая произнести звук «у-у-у».
Пчела: Вдохнуть и на выдохе произнести «ж-ж-ж» губы должны, то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.
Комар: вдохнуть и на выдохе, произносить звук «з-з-з»
Эхо: глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ты кто-кто-кто…»
Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить звук «а-а-а-а…»
Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и-и-и-…» Губы при этом растягиваются в улыбку.
Пьем чай: Втягивать воздух в себя и произносить «Фуп»
Звуковой спектакль «У бабушки в деревне» (упражнение на дыхание)
Как – то осенью приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила гостям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, надо подуть: «фу» (выдыхаем). В доме комары летают «з-з-з…», но мы их не боимся и пьем вкусный чай «Фуп» (вдыхаем). Попили чай и пошли гулять. Пчелы на пасеке летают «ж-ж-ж». Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт». Мы как крикнем громко «Ты кто?» А эхо нам в ответ. «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков «у-у-у». И решили пойти скорее домой. Пока шли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы поскорее уснули, бабушка спела нам колыбельную песню «А-а-а-а»
2. Упражнения на силу голоса:
1. «Звонок»
Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок… (Ма - ма – произнести четко, громко, как - бы выдавливая из себя голос)
2. «Муха»
Жужжать, будто рядом летает муха. Хватательным движением, как - бы, поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять выпустить муху и начинать жужжать. При этом меняя силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише. То совсем едва слышно.
3. «Многоэтажный дом»
Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а потом произносить все громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем все тише и тише. На это упражнение можно придумать незатейливую историю, например:
В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха, то пролетала прямо над головой мышки «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…» (громко, то улетала далеко-далеко «Ж-ж-ж-ж.» (тихо,
Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая заглядывала в окошко и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?». Мышка тоже удивилась и спросила6
«Разве мой дом большой? А сколько этажей в моем доме?». «Я не считала, - ответила птичка, но если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа» Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше я буду лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа» - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.
«Подвал» - шепотом
«ПервыЙ - тихим голосом
«Второй» - чуть громче
«Третий» - еще громче
И так далее до десятого этажа
И полетела птичка обратно к мышке. (Дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и шепоту)
Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»
3. Упражнение на развитие артикуляции
Детям предлагается скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит». Нужно научиться произносить эту скороговорку четко и быстро, при этом менять силу голоса от тихого до громкого. Можно включить скороговорку в обыгрывание следующего сюжета.
Однажды сидела лисичка дома, а к ней в гости пришел волк. Сели они вместе у окошка и стали смотреть на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это постукивает?»- спросил волк. А лиса отвечает «Это скачут лошадки, они еще далеко, поэтому их не слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться все тише и тише». Стали волк и лиса слушать и приговаривать «Под топотом копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, а потом все громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать все тише и тише, а затем перешли на шепот.
(Для младшего возраста можно заменить скороговорку на цоканье языком)
4. Игры и упражнения на развитие словаря
Игра «Найди слово»
Эти игры способствуют не только развитию речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.
Вариант 1
Дети стоят в кругу, педагог в центре, держит в руках мягкий, легкий мяч. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает словом (именем существительным) обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово. (отвечать нужно быстро). Например:
Педагог : Дерево Ребенок: Птички
Небо Облака
Шкаф Вещи
Потолок Люстра
Голова Волосы
И так далее
Вариант 2
игра проводится так же как и в первом варианте, только дети отвечают используя определения к заданному слову (имя прилагательное)
Педагог: Дерево Ребенок: Большое
Небо Голубое
Кукла Красивая
И так далее
Вариант 3
Игра проводится так же, как и в предыдущих вариантах, только дети отвечают словом, обозначающим действие (глаголом)
Педагог: Дерево Ребенок: Растет
Комар Летит
Ухо Слышит
Солнце Светит
Ветер Дует
5. На координацию речи и внимания:
Ипподром:
Играющие сидят на стульчиках, спины держат прямо, руки лежат на коленях.
Вы знаете, что такое ипподром? (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме.
Лошадки стоят на старте – руки на коленях
Лошадки скачут – хлопаем по коленям, цокаем языком.
Лошадки перепрыгивают через барьер – Ап, один хлопок
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер – Ап, ап, два хлопка
Лошадки скачут по песочку – потираем ладони, шур,шур.
Лошадки скачут по камушкам – кулачками по груди а-а-а
Лошадки скачут по болоту – чвак - чвак, руками по коленям.
Лошадки приближаются к финишу – по коленкам, цокаем языком с убыстрением темпа.
Лошадки прибыли к финишу – Ух! Выдохнуть
Поздравляю вас мы вместе прибыли к финишу – все хлопают в ладоши.
Мы охотимся на льва:
В игре происходит быстрая смена ситуаций. Важно сохранить темп действий. Дети повторяют слова и действия за педагогом.
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его – качают головой
У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед
И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте
Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу
А, впереди озеро! – руки в стороны
Под ним не проползешь – руки вниз
Над ним не пролетишь – руки вверх
Его не обойдешь – руки в стороны, покружились
Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх
По озеру буль, буль – плавательные движения
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его – качают головой
У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед
И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте
Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу
впереди болото – руки в стороны
Под ним не проползешь – руки вниз
Над ним не пролетишь – руки вверх
Его не обойдешь – руки в стороны, покружились
Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх
По болоту чвак – чвак – показывают руками и ногами как тяжело идти по болоту.
Мы охотимся на льва
Не боимся мы его – качают головой
У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед
И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте
Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу
впереди горы – руки в стороны
А под ними не проползешь – руки вниз
Над ними не пролетишь – руки вверх
Их не обойдешь – руки в стороны, покружились
Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх
По горам хоп-хоп – движения будто карабкаются по горам.
Закрыли глазки и потрогали, что это такое мягкое и пушистое. Может это лев? Побежали. Стоп, вы же говорили, что льва не боитесь.
ДОМ:
Педагог: Мы большой построим дом,
Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод
Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки
Двери открываются –опускают руки
Сказка начинается
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую
Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху
Педагог: Может это зайки?
Дети: вот забавные ребята
Эти серые зайчата! –изображают ушки зайчиков
Шустро скачут по опушке – скачут
ИЗ травы видны их ушки.
Педагог: Мы большой построим дом,
Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод
Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки
Двери открываются –опускают руки
Сказка продолжается
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую
Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху
Может это ежик?
Дети: Это я колючий еж,
Ты рукой меня не трожь – грозят указательным пальчиком
Быстро по лесу хожу –маленькими шажками на полусогнутых ногах.
А устану – посижу – садятся на пол.
Педагог: Мы большой построим дом,
Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод
Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки
Двери открываются –опускают руки
Сказка продолжается
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую
Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху
Может косолапый мишка?
Дети: Я медведь косолапый,
У меня большие лапы –выставляют ладони перед собой
Я по лесу хожу
И малину ищу – ходят по всей комнате и ищут малину.
Вот какой чудесный дом,
В нем мы весело живем! – хлопают в ладоши.
Здесь приведена, лишь небольшая часть театральных тренингов, направленных на речевое развитие. На самом деле, любое занятие театрализованной деятельностью, способствует речевому развитию : инсценирование, сказки импровизации, театральные постановки.
Театр может стать прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей, ведь все занятия проходят в игровой форме, а игру не зря называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной и увлекательной. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.