Папки-передвижки

Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Татьяна Новоселова
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников

Театральная студия «В гостях у сказки» детский сад № 230 ОАО «РЖД»

Педагог дополнительного образования Новоселова Т. З.

Известно, что голос – природный инструмент каждого человека. В дошкольном детстве важно создать условия для охраны и развития детского голоса. Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса, основой которого является правильное дыхание. Приведем в качестве примера описание нескольких упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельностью.

Публикация «Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах

1. Упражнения на дыхание:

Сейчас мы проведем упражнение на дыхание. И разыграем звуковой спектакль «У бабушки в деревне», но прежде, чем мы начнем, постараемся запомнить, как будут говорить герои бабушкиной сказки:

Самовар: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых»

Чайник: глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых. пых…пых.»

Большой филин глубоко вдохнуть,резко прерываясь выдохнуть и произнести «ух»

Маленький филин: глубоко вдохнуть, резко прерываясь, выдыхать и произносить «ух, ух, ух»

Волки: глубоко вдохнуть и выдыхая произнести звук «у-у-у».

Пчела: Вдохнуть и на выдохе произнести «ж-ж-ж» губы должны, то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

Комар: вдохнуть и на выдохе, произносить звук «з-з-з»

Эхо: глубоко вдохнуть и на выдохе произнести «Ты кто-кто-кто…»

Качаем малыша: вдохнуть и на выдохе произносить звук «а-а-а-а…»

Скрипят деревья: на выдохе произносить звук «и-и-и-…» Губы при этом растягиваются в улыбку.

Пьем чай: Втягивать воздух в себя и произносить «Фуп»

Звуковой спектакль «У бабушки в деревне» (упражнение на дыхание)

Как – то осенью приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел: «пых, пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых» (выдыхаем). Бабушка налила гостям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, надо подуть: «фу» (выдыхаем). В доме комары летают «з-з-з…», но мы их не боимся и пьем вкусный чай «Фуп» (вдыхаем). Попили чай и пошли гулять. Пчелы на пасеке летают «ж-ж-ж». Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт». Мы как крикнем громко «Ты кто?» А эхо нам в ответ. «Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков «у-у-у». И решили пойти скорее домой. Пока шли до дома – наступил вечер, и бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы поскорее уснули, бабушка спела нам колыбельную песню «А-а-а-а»

2. Упражнения на силу голоса:

1. «Звонок»

Педагог: Мы пришли домой, а там нас ждала мама. Подошли мы к двери и как нажмем на звонок… (Ма - ма – произнести четко, громко, как - бы выдавливая из себя голос)

2. «Муха»

Жужжать, будто рядом летает муха. Хватательным движением, как - бы, поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять выпустить муху и начинать жужжать. При этом меняя силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише. То совсем едва слышно.

3. «Многоэтажный дом»

Считать вслух от одного до десяти и обратно. Начинать шепотом, а потом произносить все громче и громче. Когда счет идет в обратную сторону, то начинать громко, а затем все тише и тише. На это упражнение можно придумать незатейливую историю, например:

В подвале одного дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством. Иногда залетала к ней муха и весело жужжала, летая по всему подвалу. Муха, то пролетала прямо над головой мышки «Ж-Ж-Ж-Ж-Ж…» (громко, то улетала далеко-далеко «Ж-ж-ж-ж.» (тихо,

Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая заглядывала в окошко и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме?». Мышка тоже удивилась и спросила6

«Разве мой дом большой? А сколько этажей в моем доме?». «Я не считала, - ответила птичка, но если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа» Тут мышка забеспокоилась: «Ты, птичка, полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше я буду лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа» - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.

«Подвал» - шепотом

«ПервыЙ - тихим голосом

«Второй» - чуть громче

«Третий» - еще громче

И так далее до десятого этажа

И полетела птичка обратно к мышке. (Дети считают в обратную сторону, меняя силу голоса от громкого к тихому и шепоту)

Прилетела птичка и говорит: «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь?» А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»

3. Упражнение на развитие артикуляции

Детям предлагается скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит». Нужно научиться произносить эту скороговорку четко и быстро, при этом менять силу голоса от тихого до громкого. Можно включить скороговорку в обыгрывание следующего сюжета.

Однажды сидела лисичка дома, а к ней в гости пришел волк. Сели они вместе у окошка и стали смотреть на улицу. И вот вдалеке послышался топот копыт. «Кто это постукивает?»- спросил волк. А лиса отвечает «Это скачут лошадки, они еще далеко, поэтому их не слышно. А когда лошадки начнут приближаться, то их топот станет громче. Потом лошадки проскачут мимо нас и ускачут. И их громкий топот будет становиться все тише и тише». Стали волк и лиса слушать и приговаривать «Под топотом копыт пыль по полю летит». Сначала они говорили шепотом, а потом все громче и громче. А когда лошадки проскакали мимо окна, стали приговаривать все тише и тише, а затем перешли на шепот.

(Для младшего возраста можно заменить скороговорку на цоканье языком)

4. Игры и упражнения на развитие словаря

Игра «Найди слово»

Эти игры способствуют не только развитию речи, но и быстрой реакции, сообразительности, памяти, внимания.

Вариант 1

Дети стоят в кругу, педагог в центре, держит в руках мягкий, легкий мяч. Педагог кидает мяч любому ребенку и одновременно называет слово. Ребенок ловит мяч, и кидая его обратно, отвечает словом (именем существительным) обозначающим предмет или объект, дополняющий по смыслу названное педагогом слово. (отвечать нужно быстро). Например:

Педагог : Дерево Ребенок: Птички

Небо Облака

Шкаф Вещи

Потолок Люстра

Голова Волосы

И так далее

Вариант 2

игра проводится так же как и в первом варианте, только дети отвечают используя определения к заданному слову (имя прилагательное)

Педагог: Дерево Ребенок: Большое

Небо Голубое

Кукла Красивая

И так далее

Вариант 3

Игра проводится так же, как и в предыдущих вариантах, только дети отвечают словом, обозначающим действие (глаголом)

Педагог: Дерево Ребенок: Растет

Комар Летит

Ухо Слышит

Солнце Светит

Ветер Дует

5. На координацию речи и внимания:

Ипподром:

Играющие сидят на стульчиках, спины держат прямо, руки лежат на коленях.

Вы знаете, что такое ипподром? (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме.

Лошадки стоят на старте – руки на коленях

Лошадки скачут – хлопаем по коленям, цокаем языком.

Лошадки перепрыгивают через барьер – Ап, один хлопок

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер – Ап, ап, два хлопка

Лошадки скачут по песочку – потираем ладони, шур,шур.

Лошадки скачут по камушкам – кулачками по груди а-а-а

Лошадки скачут по болоту – чвак - чвак, руками по коленям.

Лошадки приближаются к финишу – по коленкам, цокаем языком с убыстрением темпа.

Лошадки прибыли к финишу – Ух! Выдохнуть

Поздравляю вас мы вместе прибыли к финишу – все хлопают в ладоши.

Мы охотимся на льва:

В игре происходит быстрая смена ситуаций. Важно сохранить темп действий. Дети повторяют слова и действия за педагогом.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

А, впереди озеро! – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По озеру буль, буль – плавательные движения

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди болото – руки в стороны

Под ним не проползешь – руки вниз

Над ним не пролетишь – руки вверх

Его не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По болоту чвак – чвак – показывают руками и ногами как тяжело идти по болоту.

Мы охотимся на льва

Не боимся мы его – качают головой

У нас есть длинное ружье – руку вытянуть вперед

И каленый меч – руку, сжатую в кулак, сгибают в локте

Ой, а это что – ладонь козырьком ко лбу

впереди горы – руки в стороны

А под ними не проползешь – руки вниз

Над ними не пролетишь – руки вверх

Их не обойдешь – руки в стороны, покружились

Дорога напрямик - вперед рука, ладонью вверх

По горам хоп-хоп – движения будто карабкаются по горам.

Закрыли глазки и потрогали, что это такое мягкое и пушистое. Может это лев? Побежали. Стоп, вы же говорили, что льва не боитесь.

ДОМ:

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка начинается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Педагог: Может это зайки?

Дети: вот забавные ребята

Эти серые зайчата! –изображают ушки зайчиков

Шустро скачут по опушке – скачут

ИЗ травы видны их ушки.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может это ежик?

Дети: Это я колючий еж,

Ты рукой меня не трожь – грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу –маленькими шажками на полусогнутых ногах.

А устану – посижу – садятся на пол.

Педагог: Мы большой построим дом,

Заживем мы вместе в нем – дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются – дети берутся за руки

Двери открываются –опускают руки

Сказка продолжается

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! – стучат кулачком одной руки о другую

Кто стучится в гости вдруг – прикладывают руку к уху

Может косолапый мишка?

Дети: Я медведь косолапый,

У меня большие лапы –выставляют ладони перед собой

Я по лесу хожу

И малину ищу – ходят по всей комнате и ищут малину.

Вот какой чудесный дом,

В нем мы весело живем! – хлопают в ладоши.

Здесь приведена, лишь небольшая часть театральных тренингов, направленных на речевое развитие. На самом деле, любое занятие театрализованной деятельностью, способствует речевому развитию : инсценирование, сказки импровизации, театральные постановки.

Театр может стать прекрасным инструментом в коррекции и развитии речи, воспитании ораторских способностей, ведь все занятия проходят в игровой форме, а игру не зря называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной и увлекательной. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Дидактическое пособие по речевому развитию для дошкольников «Истории в картинах»Дидактическое пособие по речевому развитию для дошкольников «Истории в картинах» "У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл" цель:формировать умение составлять связный рассказ на основе последовательно.

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию дошкольников для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС Программные задачи: 1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. 2. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.

Картотека пластических тренингов для дошкольников Пластические тренинги для дошкольников1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части. 2. Летаем, как прозрачные.

Мастер-класс для родителей в форме СОД с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольниковМастер-класс для родителей в форме СОД с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Обучение дошкольников речевому этикету Обучение дошкольников речевому этикету Воспитатель: Кельмяшкина Л. Ф. Правила этикета, в том числе и речевого, предусматривают гуманную.

Подборка тематических считалок Как мы знаем, считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределять работу. В настоящее время детские.

Из опыта работы «Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников» (продолжение) В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом в развитии личности ребенка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольниковСеминар-практикум для педагогов ДОУ по речевому развитию дошкольников Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. План.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников
Опубликовано: 15 августа 2016 в 17:10
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подборка игр и тренингов по речевому развитию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Новоселова (УИ 594025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД