Светлана Сульманова
Подборка упражнений для вокально-хоровой работы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Вокальная работа с детьми дошкольного возраста
(подборка упражнений)
1. Дикция и артикуляция.
В вокальной работе с детьми дошкольного возраста важную роль играют дикция (четкое, ясное произношение слов во время пения) и артикуляция (активная работа артикуляционного аппарата). Правильное произношение гласных и согласных развивают у ребенка скорость чередования различных звуков, регулируют темп артикуляционного движения мышц (т. е. подвижность языка, губ, щек, нижней челюсти). В свою очередь, четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией.
Публикация «Подборка упражнений для вокально-хоровой работы со старшими дошкольниками» размещена в разделах
Артикуляционные упражнения на музыкальных занятиях можно разделить на две группы: статические и динамические. Статические упражнения выполняются в медленном темпе под счет или музыку (каждая артикуляционная поза удерживается в течении 3-7 секунд, в зависимости от возраста детей). Их цель – выработать у ребенка умение удерживать органы артикуляции в определенном положении. Динамические упражнения служат для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому они выполняются в более быстром темпе.
Статические упражнения.
«Птенчик».
Широко открыть рот.
«Улыбка».
Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы, челюсти при этом сжаты.
«Трубочка».
Губки вытянуть вперед, как при произнесении звука «у».
«Лопатка».
Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.
«Иголочка».
Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед острый, как жало язычок.
«Чашечка».
Рот открыт. Широкий язык поднять кверху, придав ему форму ковша.
«Шарик».
Рот закрыт. Щеки надуть воздухом.
Динамические упражнения
«Шарик».
Надуть щеки, сдуть щеки.
«Сластена».
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (как будто, вы выпачкались в варенье).
«Киска».
Облизать тарелочку, как это делает киска.
«Барабанщик».
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам, словно барабанщик.
«Слоненок».
Вытянуть вперед губы трубочкой, сделать «хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая.
«Орешки».
Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, в щеках образуются твердые шарики – «орешки».
«Лошадка».
Цокать язычком.
«Зубная щетка».
Почистить зубки язычком (рот закрыт круговые движения язычка, в одну, затем в другую сторону).
«Часики».
Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком язычка совершать движения к левому и правому уголку рта поочередно.
Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку. Например: "Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх - где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) - и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)" и т. д.
Упражнения на развитие дикции подробно описаны в сб. «К искусству нет готового пути…». /методическое пособие по педагогической практике/. – Ч. 1., Омск, 2004.
Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития дыхания, которые дети могут выполнять сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов вокальной работы с дошкольниками. У детей этого возраста в силу физиологических особенностей, слабое, поверхностное дыхание. Кроме этого, педагог должен помнить, что певческое дыхание отличается от физиологического, происходящего автоматически, где выдох равен по продолжительности вдоху. В певческом дыхании выдох, как правило, длиннее вдоха и ребенок должен научиться его контролировать, чтобы во время пения не прерывалась звуковая линия, и не проходилось «добирать» воздух посередине музыкальной фразы. Для полноценного певческого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз, сочетающейся с соответствующими движениями.
Предлагаю серию упражнений, которые помогут музыкальному руководителю в работе над формированием этого навыка.
2. Упражнения на формирование диафрагматического дыхания.
«Животики».
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Можно положить на животик небольшую игрушку, которая во время выполнения упражнения будет подниматься и опускаться. Упражнение может выполняться под счет: вдох -1,2,3 и выдох -1,2,3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох).
«Гармошка».
Дети, положив ладоши на живот, делают вдох. На выдохе как можно дольше произносят звук «Ш», надавливая на живот, как бы выжимая воздух.
3. Упражнения на выработку длительного плавного выдоха и активизацию мышц губ.
«Дятел».
Дети делают вдох и на выдохе, как можно дольше произносят звук «д-д-д…».
«Пузырь».
Дети взявшись за руки, стоят тесным кругом.
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, (дети отходят назад, произнося звук «С», и образуют большой круг).
Оставайся такой, да не лопайся
Пузырь лопнул –о-е-е-й! (дети сходятся к центру круга,
А ведь был такой большой! произнося звук «Ш»).
«Цветочек».
Дети делают вдох, задерживают дыхание, затем выдыхают аромат.
«Ветер».
Губы вытянуты трубочкой, как при звуке «у», производится длительный выдох.
«Горячий суп».
Я сижу чуть-чуть не плачу,
Не могу, есть суп горячий.
Я подую на него,
Съем, до капельки, все-все.
(Дети берут дыхание через нос, задерживают его, а затем тонкой струей выдыхают ртом. Упражнение повторяется несколько раз).
«Корова».
Дети указательными пальцами приставляют к голове «рожки», делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у-у…», стараясь, чтобы звук был ровным.
«Шарик».
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш… (дети делают длительный выдох).
«Листочки».
Желтые и красные листочки тут и там.
Вы, пожалуйста, летите, а мы поможем вам.
(Дети делают продолжительный вдох через нос, после небольшой задержки дыхания, следует продолжительный выдох).
4. Упражнения на выработку темпа и ритма физиологического дыхания, развитие внимания.
Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.
Подуем на плечо, (голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох).
Подуем на другое, (голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох).
Подуем и на грудь мы (голова прямо – вдох, опустить голову – выдох).
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака. (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох).
И остановимся пока.
«Шарик».
Воздух мягко набираем (делают вдох).
Шарик красный надуваем (делают выдох).
Пусть летит он к облакам (делают вдох).
Помогу ему я сам (делают выдох).
«Ветер».
Дует легкий ветерок: ф-ф-ф… (спокойный выдох).
И качает так листок: ф-ф-ф… (спокойный выдох).
Дует сильный ветерок: ф-ф-ф… (активный выдох).
И качает так листок: ф-ф-ф… (активный выдох).
«Береза».
Береза моя, березонька, (дети идут хороводом, взявшись
за руки).
Береза моя белая, (меняют направление).
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох).
Посредь долинушки, (опустили руки, выдох).
На тебе, березонька, (подъем рук вверх, вдох).
Листья зеленые, (опустили руки, выдох).
Под тобой, березонька, (подъем рук вверх, вдох).
Трава шелковая. (опустили руки, выдох).
5. Упражнения на активный продолжительный выдох.
«Ветерок».
После спокойного вдоха, продолжительно произносят на выдохе «ф-ф-ф…».
«Ежик».
После активного вдоха, через нос на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.
«Паровоз».
Мчится, мчится паровоз, сто вагонов, сто колес.
Его слышно за версту, он гудит: ту-ту, ту-ту!
(Дети делают вдох через нос и произносят «ту-ту» активными выдохами, энергично работая животом).
«Дятел».
Дети на выдохе произносят звук «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
«Ежик».
Пых-пых-пых! - Проснулся ежик
И в пыхтелку засопел.
Ежик петь совсем не может,
Даже если б захотел.
(После активного вдоха через нос, дети на выдохе произносят «пых-пых», энергично работая мышцами живота).
«Снежинки».
Снежиночки-пушиночки к нам на ладошку сели.
Подуем на снежиночки, смотрите, полетели.
(Продолжительный вдох через нос, затем небольшая задержка дыхания, после - несколько коротких активных выдохов ртом. При этом живот энергично работает).
6. Упражнения на продолжительный вдох и продолжительный выдох.
«Весна».
С вами мы легко подышим, голову поднимем выше.
Ой, как пахнет здесь весной, но нам пора уже домой.
(Дети делают спокойный, ровный вдох и такой же спокойный выдох).
«Паучок».
Вот сидит на паутинке паучок-крестовичок.
Бабье лето наступает, паутинка улетает.
И летят все паутинки с паучками в серединке.
(Дети делают продолжительный вдох через нос, затем продолжительный выдох ртом).
«Дед Мороз».
Как подул Дед Мороз – в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Дети берут снежинки на ниточках, делают спокойный вдох, долго дуют на них, наблюдают, как кружатся снежинки, пока педагог читает стихи)
Немаловажную роль в вокальной работе с дошкольниками играют упражнения по развитию мимической выразительности, которые снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий. Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста.
Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой.
7. Упражнения на мимику
«Пирог».
Испекли мы пирог, отломили кусок,
Положили в роток, ох, горячий пирог.
(Последнюю фразу произносят жалобно, изображают, как во рту горячо).
Вновь отломили мы кусок и подули, кто как смог.
Положили мы в роток, эх, и вкусный пирог.
(Последнюю строчку дети произносят радостно, весело).
«Лесной переполох».
В весенний, ясный, теплый день на голый лес упала тень.
Охватил зайчонка страх – ах, ах, ах:
Страшный коршун в небесах – ах, ах, ах!
Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!
(Выражение лица и интонация).
«Художник».
У зайчонка акварели, рисовал он две недели.
Волка серого портрет. Волк пришел за ним в обед.
Постоял перед картиной с недовольной злою миной,
Зайцу уши потрепал и еще пообещал:
- То ли будет впереди, ну же заяц, погоди!
(Выражение лица и интонация).
«Мышки».
Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час (оглядываются с опаской).
Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири (изображают хитрых мышей).
Вдруг раздался страшный звон (изобразить испуг).
Убежали мышки вон!
«Крапива».
В огороде сиротливо
Пригорюнилась крапива (дети мимикой изображают грусть).
Может, кем обижена? (сочувствие).
Подошел поближе я. (доброжелательность).
А она-то, злюка, (удивление).
Обожгла мне руки! (обиду).
«Мишка».
Растянулся мишка в луже и чуть-чуть не утонул.
А ребята испугались, закричали: «Караул!» (мимикой показать испуг).
Вот у мишки неудача: сидит он в луже, чуть не плача. (печаль).
Мишка, мишка, что же это? Что это за дело?
Воспитатель на него строго посмотрела (строгость).
Но все же пожалела мишку, непоседу, шалунишку. (ласку).
«Белочка».
Белка с ветки в свой домишко (мимикой показать радость).
Перетаскивала шишку. (сосредоточенность).
Белка шишку уронила,
Прямо в мишку уронила. (испуг).
Застонал, заохал мишка: (боль).
На носу вскочила шишка. (удивление).
«Мишка».
Мишка лапу занозил, наступил на шишку!
Обозлился, погрозил: Ты узнаешь мишку! (сердито).
Шишку в сучья закопал, поплясал на сучьях.
Поскользнулся и упал у норы барсучьей (грустно, печально).
Вышел заспанный барсук, заворчал на мишку.
Мишка струсил, влез на сук, притаился мышкой (испуганно).