Елена Ушманова
Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремлённость, умение находить выход в разных ситуациях, мобильность. В связи с этим, образование направлено на формирование у детей активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности.
Слайд 3. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Публикация «Поддержка детской инициативы как условие социально-коммуникативного развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Слайд 4. Так, например, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на поддержку детской инициативы и самостоятельности в специфических видах деятельности. Задача воспитания такой характеристики как инициативность ребё нка повторяется неоднократно в каждом разделе Стандарта:
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы:
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Слайд 5. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
Слайд 6.
Недериктивная помощь - наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми.
Характеризуется тем, что в ней всеми средствами создается атмосфера тепла, приятия, понимания.
Первая задача педагога – создать условия для того, чтобы ребенок свободно проявлял свои чувства и потребности.
Получив возможность выразить страхи, неуверенность,
ребёнок может в результате достичь покоя,
чувства безопасности, уверенности в себе.
Слайд 7. Поддержка детской инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Ведь на этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей :
а) дети проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
ж) проявляют способность к принятию собственных решений.
Слайд 8. В психологии «Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной отвественности за свою деятельность и поведение».
Таким образом, «инициативность» - частный случай проявления самостоятельности, когда происходит стремление к изменению форм деятельности или уклада жизни.
Понятия «инициатива» и «инициативность» имеют много общего, но и разделяются: инициативу рассматривают как почин, выступающим началом инициации, инициативность – как качество личности, которое запускает процесс инициации и обеспечивает его завершение; инициативу рассматривают одновременно как средство и как начальный этап инициативности. Для проявления инициативы важно понять сложившуюся обстановку, в которой приходится действовать (понять цель, затем продумать, что нужно сделать, что бы добиться поставленной цели (разработать план, принять решение о самостоятельных действиях и нести за них ответственность.
Слайд 9. Выделяют основные сферы детской инициативы :
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи (ребенок не проговаривает, что он собирается делать, а просто продумывает это);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи);
4) познавательная инициатива – любознательность, т. е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Слайд 10. Рассмотрим различные подходы к созданию условий поддержки детской инициативы.
Слайд 11. Поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
Остановимся в первую очередь на игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.
Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.
Слайд 12.
В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.
• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных и т. д.
Слайд 13. Проект как способ поддержки детской инициативы
Во время работы над проектом:
• Каждый ребёнок принимает самостоятельное решение о том, чем он будет заниматься в рамках проекта.
• При этом задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, помочь осознать важность, нужность своих и предложенных взрослым действий.
• Взрослые могут и должны предлагать детям темы, которые соответствовали бы принятым традициям и образовательным программам – таким образом соблюдается баланс интересов.
Слайд 14. Следующий способ поддержки детской инициативы - это экспериментирование
• В деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью познания. Данная деятельность не диктуется взрослыми, а строится самими детьми.
• В экспериментаторстве достаточно чётко представлен момент саморазвития : по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.
• Экспериментирование должно поддерживаться таким образом, чтобы активность самого ребёнка была реализована в нём наиболее полно.
• Важным условием поддержания любознательности и интереса к экспериментированию является правильно организованная совместная со взрослыми и сверстниками деятельность.
Слайд 15. Творческие мастерские как способ поддержки детской инициативы
• Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых способов проявлений окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя.
• В дошкольном возрасте творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры, в ходе рисования, лепки, конструирования, словотворчества, в музыкальной деятельности.
• Среди методов, стимулирующих творческую активность, можно выделить:
- Метод сенсорного насыщения
- Метод разнообразной художественной практики
- Метод сотворчества (сотрудничества с педагогом, со сверсниками)
- Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, побуждающих интерес к художественной деятельности
- Метод эвристических и поисковых ситуаций (дети самостоятельно выдвигают возможные способы решения проблемы, подтверждают иди опровергают их)
Слайд 16. Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности детей
Одним из главных условий развития самостоятельности и инициативы выступает проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО, в которой действуют воспитанники.
Развивающая среда, не побуждающая ребенка к самостоятельности, проявлению инициативности затрудняет восприятие и осмысление необходимой информации, овладение разными способами ее получения, способами действий по присвоению опыта деятельности, проявление стремления к реализации данного опыта
Правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда служит интересам и потребностям ребенка, обеспечивает «зону ближайшего развития», побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества и жизненный опыт. Среда выполняет свою основную функцию, а именно, является средством стимулирования инициативы и самостоятельности детей.
Слайд 17.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
• Показывать личностный пример (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
Рассказывать детям о трудностях, которые сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка
одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
• Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
• Поощрять ( в процессе деятельности: активности, творческого, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого); Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения результатами.
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой
деятельности детей.
• Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• Обеспечивать благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, отказываться от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• выбирать оптимальный уровень нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.
Слайд 18. Еще раз обратим внимание, что
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам:
- это возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами
Слайд 19. Таким образом
• Инициатива – качество личности ребёнка, которое нуждается в поддержке и развитии, присуща не всем детям.
• Развитие инициативы возможно только в условиях недирективного общения и взаимодействия со всеми взрослыми (педагогами и родителями)
Слайд 20. Инициатива – качество личности ребёнка, которое нуждается в поддержке и развитии, присуща не всем детям.
Развитие инициативы возможно только в условиях недирективного общения и взаимодействия со всеми взрослыми (педагогами и родителями)
Слайд 21. Итак, подведем итог:
• Инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности – первый целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования.
• Поддержка детской инициативы – необходимое условие реализации требований ФГОС ДО.
• Проявление инициативы и самостоятельности детьми – свидетельство самореализации личности на высшей ступени пирамиды потребностей человека.
• Детская инициатива – необходимое условие социально-коммуникативного развития.
Слайд 22. Спасибо за внимание!