Аниса Баширова
Подготовительная группа, занятие по экологии «Тайны воды!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Тайны вод
ы!»[/b]
Интегративные цели:
- закрепить у детей представления о видах воды (морская, пресная);
- расширить и углубить представления детей о трех основных состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное, о взаимодействии и переходе воды из одного состояния в другое;
- формировать привычку бережно и разумно использовать воду; развивать осознанное отношение к явлениям природы.
Публикация «Подготовительная группа, занятие по экологии „Тайны воды!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
- формировать у детей навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, проводить самостоятельные эксперименты; умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
- развивать умение четко передавать свои мысли, ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца, обогащать словарный запас детей.
Интеграционные области: коммуникация, социализация.
Ожидаемые результаты: дети закрепят представление о морской и пресной воде, о трех состояниях воды, закрепят умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, научатся бережно относиться к воде, обогатят словарный запас.
Методы и приемы:
Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, фото замороженных кристаллов воды, фото разных состояний воды, глобус.
Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация.
Практические действия: проведение опытов.
Подвижная игра «Три состояния воды».
Предварительная работа:
1. Беседы о воде «Значение воды», «Зачем беречь воду?» и ее роли в жизни человека.
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций на тему "Вода".
3. Игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка», «Кому нужна вода?», «Где, какая вода бывает?» и др.
4. Чтение худ. литературы, экологических сказок «Как речку обидели», «Путешествие капельки» и других.
5. Просмотр презентаций, видеофильмов о воде.
6. Наблюдение за водой на прогулках в природе: дождь, ливень, тучи, лужи, туман и т. д.
7. Проведение исследований, опытов.
8. Рассматривание глобуса, карты мира
9. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.
10. Выставка рисунков и поделок детей.
11. Альбом с фотографиями проведенных мероприятий (наблюдений, экскурсий, и т. д.)
12. Журнал «Книга опытов» с фотографиями и схемами опытов.
Материал и оборудование:
1. Инвентарь для опытов:
Опыт 1: стакан с соленой и пресной водой, сырое яйцо, одноразовые ложечки. Трехлитровая банка с водой, стакан с водой наполненной наполовину.
Опыт 2: на каждого ребенка, стакан с окрашенной водой, салфетка, «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева.
2. Глобус.
3. Фото разных состояний воды в природе : туман, роса, дождь, облако, иней, лед.
3. Фото замороженных кристаллов воды.
Ход деятельности.
Дети, давайте поговорим о проекте, над которым мы работаем в последнее время. Как он называется? («Вода – источник жизни на земле») А что интересного мы с вами уже сделали по проекту? (Рисовали рисунки, делали с родителями поделки, сделали макеты, познакомились с водяным, ходили на экскурсии, проводили опыты в уголке экспериментирования, и создали «Книгу опытов»).
А вот и наша «Книга опытов». Давайте расскажем гостям о том, что мы делали. (Дети рассказывают об интересных для них опытах).
А какой опыт мы ставили на этой фотографии? Правильно, опыт о том, что вода может быть растворителем. Что мы растворяли в воде на этой фотографии? (Соль). Какой результат у нас получился? (Вода стала соленой).
Опыт 1.
Педагог: Дети, а как можно определить соленая вода в емкости или пресная?
На столе две емкости с водой. В одной вода соленая, а в другой пресная. Как мы можем определить в какой емкости вода соленая, а в какой пресная?
Давайте воспользуемся этой таблицей.
- Можем ли мы определить разницу с помощью зрения (наших глаз? (нет, вода одинаковая). Ставим в таблице минус.
- Можем ли мы определить с помощью рук, на ощупь? (Приглашаю 1 ребенка. Вывод – не можем, так как вода на ощупь одинаковая)
- Можем ли мы сделать это с помощью обоняния (по запаху) (Приглашаю 1 ребенка. Вывод – не можем, так как вода по запаху одинаковая).
- Можем ли мы определить на слух? (Нет.)
- Можем ли определить на вкус? (Приглашаю 1 ребенка. Вывод – можем, так как вода на вкус разная).
Итог: значит соленость воды мы можем определить на вкус.
А как вы думаете, можно определить соленая или пресная вода в стакане, не пробуя ее на вкус? А что думают наши гости?
Сегодня я расскажу вам о том, как узнать это с помощью сырого куриного яйца. Как вы думаете, что я буду делать? (выслушиваю все предположения детей).
Из-за растворенной в ней соли соленая вода плотнее, а значит, лучше держит предметы на поверхности. Проведем опыт с сырым яйцом. Помещаем яйцо в первую емкость, что мы видим? (яйцо тонет) А во второй емкости? (яйцо не тонет). Значит яйцо не тонет в соленой воде.
Вывод: сырое яйцо в соленой воде не тонет, а в пресной тонет.
Педагог: Дети, а как вы думаете, а почему нашу планету называют «голубой»? (выслушиваю предположения детей). Да, на нашей планете воды больше, чем земли. А где на нашей планете есть соленая вода? (в море, океане). А какая вода нужна для человека, животных и растений? (Пресная)
Посмотрите на глобус. Как вы думаете, какой воды на земле больше – соленой морской, океанической или пресной – из рек, озер, ручьев?
Сейчас проверим. Давайте представим, что вся морская соленая вода на планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана (показ)
Так много или мало пресной воды? (мало)
Как сделать так, чтобы пресной воды хватило нам надолго? (нужно беречь ее)
А как это сделать?
1. Не включать сильно кран, когда моем руки и умываемся.
2. Закрывать кран крепче, после того как умылись, чтобы вода не капала.
3. Не баловаться и не играть с водой.
4. Не загрязнять пресную воду мусором.
Да, дети, воду нужно беречь. Ведь она так нужна всем: и человеку, и животным и растениям.
Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?
Это очень интересный вопрос, но отвечу я вам после того как мы поиграем.
Игра «Три состояния воды»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Я буду показывать вам фотографии различных состояний воды, а вы будете называть и изображать это состояние. (Педагог показывает фотографии разных состояний воды : туман, иней, лед, снег, роса, река, облако. Дети называют состояние, например, лед – это твердое состояние воды и обнимают друг друга «превращаясь в лед).
Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Вывод:
В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
А сейчас настало время ответить на вопрос.
Опыт 2 «Как растения пьют воду».
Пройдите за столы. Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).
Помещаем в сосуд с окрашенной водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».
Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.
Дети, а как вы думаете, если вода живая, у нее есть настроение?
Давайте об этом поговорим.
Ученые говорили воде добрые и злые слова и замораживали. Потом они рассматривали кристаллы воды под микроскопом и что они видели? Как менялось настроение воды? А какое настроение у вас, когда вам говорят добрые, хорошие слова? А что вы чувствуете, если слышите злые, недобрые слова? Да вот так же реагирует и вода: красивые кристаллы получаются, только если воде говорят добрые слова. А сейчас поиграем. Я буду показывать вам фото замороженных кристаллов воды, а вы подумаете и скажете – какое слово доброе или злое услышала вода?
Игра «Угадай какое слово?»
Педагог демонстрирует фото разных кристаллов воды, а дети угадывают доброе или недоброе слово услышала вода.
А какую воду вам хотелось бы пить? Какая вода полезнее для нашего здоровья? (с хорошим настроением)
Дети, какой же вывод мы можем сделать из этих двух опытов?
Во-первых – вода «живая».
Во-вторых – произнося воде разные слова, можно менять ее настроение и улучшать свое здоровье.
Дети, я недавно прочитала еще об одном удивительном свойстве воды : как вы думаете какая вода замерзает быстрее: холодная или горячая? А что думают наши гости? Оказывается, что горячая вода замерзает и превращается в лед быстрее, чем холодная! Как вы думаете почему? К сожалению, я тоже пока не знаю ответ. А так хочется узнать, правда? Давайте, я поищу ответ, а вы поговорите, дома с родителями проведёте этот эксперимент сами. А через несколько дней мы поговорим об этом в группе. Согласны? Это будет вашим домашним заданием. Повторите его, пожалуйста. Спасибо за внимание!