Папки-передвижки

Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

Самедова Ирада Амирсолтан кызы
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в ак-тивные двигательные действия.

Публикация «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно в игре ребенок может принять на себя много ролей, познать окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегон-ки, играть с различными мячами, скакалкой, обручем.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития двигательных навыков и физических качеств детей.

Организм дошкольника развивается в этом возрасте очень интенсивно : отмечаются бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка (нервной, сердеч-но-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной). Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора у детей 5-7 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки, имеющих место в повседневной двигательной деятельности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточ-ным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще невелики.

В этом возрасте создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Одной из возможности для ребенка удовлетворить свою потребность в движении являются подвижные игры с правилами. Для подвижной игры характерно своевременное и точное выполне-ние заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Так же подвижную игру можно охарактеризовать как, набор упражнений, заданий, с помощью которых дети непринужден-но, сами того не подозревая, развивают свои физические возможности (быстроту, ловкость, чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений, т. е. развитие координа-ционных способностей). Координационные способности влияют на умение ребёнка наиболее со-вершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций. Так же происходит развитие мыслительной де-ятельности, социализации ребенка, происходит влияние на развитие мышления, смекалки, сноров-ки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью воспитания детей. Игра может погрузить ребёнка в мир воображения и фантазий.

Очень важно не забывать, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. В основном содержание по-движных игр для младших дошкольников направлены на развитие видов движения : бега, прыжков, лазания, развития быстроты и ловкости. Помимо физической тренировки, подвижные игры дисци-плинируют детей, тренирует работать в коллективе, находить своих интерес и уступать интересам коллектива. В младшем дошкольном возрасте необходимо участие взрослого, чтобы правильно ор-ганизовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое их состояние, преду-преждать утомление, так как навыки социализации ещё только формируются, они находятся ещё не недостаточном уровне, что бы самостоятельно дети могли решать спорные, конфликтные ситуации. Постепенно Дети научатся самостоятельно придумывать сюжет игры, подбирать к нему движения, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится само-стоятельной деятельностью детей.

Для полноценного развития необходимо развивать быстроту движении, выполнений физиче-ских заданий и упражнений. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость об-разования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Раз-витию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учиты-вать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Мальчики дви-гаются больше. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. В течение суток наибольшая двигательная активность с 09.00 до 12.00 и с 17.00 до 19.00 часов.

Исследования ученых показали, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаруже-ны некоторые замедления силовых показателей. Важную роль в развитии движений играет развитие быстроты и ловкости при выполнении действий в режиме дня. Особое внимание необходимо уде-лять подбору упражнений. В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, следовательно, подвижные игры построены на знакомом материале. При проведении игр учитываются индивидуальные возможности каждого ребёнка, а педагогическое ру-ководство двигательной деятельностью детей способствует целенаправленному формированию мо-ральных, волевых и физических качеств.

Советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — фи-зиологии активности Н. А. Бернштейн описывал понятие ловкость, как способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной за-дачей. Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способно-стей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в су-ставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двига-тельных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязатель-ным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Ловкость, не является чисто физиче-ским качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Говоря об этом качестве, трудно определить, чего в нём больше - физического или психического. Она образует, как бы, мостик к ум-ственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость, нередко, повышается с годами, в то время как другие физи-ческие качества заметно снижаются. Ловкость можно и нужно развивать. Лучше всего это достига-ется при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч или шнур). Средствами развития ловкости являются : физические упражнения в основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упраж-нения - вдвоем, небольшой группой - с мячами, шестами; применение необычных исходных поло-жений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или тем-па движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. При неоднократном повторении движений формируются нейронные связи, происходит накаплива-ние информации. Пик естественного развития происходит в старшем дошкольном возрасте, для это-го необходимо заложить хороший «фундамент» и начинать развивать физическую и двигательную активность. Подвижные игры как нечто другое подходит для этого, детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого про-медления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Подбирать подвижные игры рекомендуется согласно возрасту и вводятся постепенно, по ме-ре освоения детьми предыдущей игры и по мере овладения основными движениями. подвижные игры можно разделить на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжет-ные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и так далее., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и пре-кращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллек-тивные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем возрасте.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский отмечал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно органи-зовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие лично-сти.

В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период заклады-ваются основы здоровья человека, а лучше всего для решения этих задач подходит подвижная игра.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень»Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень» Цель: Закрепить с детьми названия деревьев, учить различать листья по форме, по окраске, развивать двигательную активность детей, учить.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Подвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возрастаПодвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возраста Подвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей двигаться в быстром темпе, держась друг за друга,.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2021 в 23:22
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Самедова Ирада Амирсолтан кызы (УИ 2769235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД