Наталья Бабинцева
Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Подвижная игра является упражнением,
посредством которого ребенок готовится к жизни»
П. Ф. Лесгафт
«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития»
В. А. Сухомлинский
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Подвижные игры и игровые упражнения для детей с нарушением речи 5–7 лет» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Так же известно, что формирование движений происходит при участии речи, так как она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, пословиц, поговорок, способствует совершенствовании динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
- совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения
физических упражнений;
- развивать моторику мелких мышц кисти;
- развивать координационные способности;
- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
- развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
- формировать фонематический слух при помощи физических
упражнений в процессе игры;
- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения
физических упражнений;
-формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.
По новым требованиям ФГОС дети на занятиях должны как можно больше двигаться, вот для этого мной были разработаны, переработаны народные подвижные игры, которые можно использовать на занятиях для развития речи по определённой лексической теме. Надеюсь, что подобранные мною игры помогут вам проводить занятия, прогулки, активизируя двигательную активность детей.
«Повар и котята»
Выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли – сосиски. Повар регулирует внутри отмеченного пространства – кухни. Дети (котята) идут по кругу вокруг кухни и повара со стихами:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Хитрый повар бедным кискам
Не дает украсть сосиски
С последними словами котята забегают на кухню, стремясь схватить сосиску. Повар «осаливает» котят, они застывают в застигнутой позе.
Игра продолжаются до тех пор, пока все сосиски не будут «украдены» у повара.
«Воевода»
Дети по кругу перекатывают мяч от одного к другому, сидя на коленях, при этом произносят:
Катится яблоко в кругу хоровода,
Кто его поднял – тот воевода.
Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, - воевода. Он встает и говорит:
- Я сегодня воевода,
Я бегу из хоровода.
Бежит за кругом, кладет мяч между двумя игроками и говорит :
- Раз, два – не воронь,
И беги, как огонь!
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч.
2 вариант. Воевода поднимает мяч, не вставая с места, а 2 игрока справа и слева бегут по кругу, навстречу друг другу, стараясь раньше дотронуться до мяча. Тот, кто побеждает первым, катит мяч по кругу. Игра продолжается.
«Волшебные превращения»
По считалке выбираются двое водящих, остальные дети образуют большой круг. Предварительно договариваются, герои какой сказки начинают игру (Иван-царевич и Кащей Бессмертный, волк и заяц и. т. д.). Игра ведется под музыку: заяц бегает – волк догоняет. Чувствуя, что волк вот-вот схватят его, заяц быстро становится перед одним из игроков. Тот должен быстро придумывать себе образ (например, охотника). Охотник догоняет волка. Он тоже может поменяться с другим игроком (например, дядя Степа-милиционер). Он догоняет охотника, имитируя свист. Охотник может превратиться в дерево, а дядя Степа в дровосека, и т. д.
Правила: дети должны не только придумать героя, но и создать похожий образ.
«Хитрая лиса»
Дети идут по кругу приставными шагами, руки за спиной, произнося:
Ходит, бродит вдоль села
Плутовка – рыжая лиса.
Как ее нам увидеть?
Лап плутовки избежать?
Инструктор незаметно кладет в руки какого-нибудь ребенка в круге маленький шарик, и после этого ребенок становится лисой. Дети хором говорят:
Хитрая лиса, где ты?
Хитрая лиса выбегает в центр, показывает шарик и говорит: «Я здесь!» играющие разбегаются по площадке, лиса их ловит, дотрагиваясь до убегающего рукой. «Осаленные» дети превращаются в лисят и становятся в середину зала. Победителем считается лиса, «осалившая» большое число играющих.
«Путанка» («Наше тело»)
Дети становятся лицом к инструктору.
1 вариант. Ведущий называет и показывает части тела.
2 вариант. Ведущий только называет. Дети должны быстро показать.
3 вариант. «Путанка». Ведущий называет одну часть тела, а показывает другую. Например, говорит: «Голова», а показывает локоть. Дети должны правильно показать только то, о чем говорит ведущий. Побеждает тот, кто не ошибается.
«Отгадай животное»
Дети делятся на 2 подгруппы. Одна надевает маски зверей и придумывать движения, не соответствуюшие маске. Другая подгруппа отгадывает загаданное животное по движениям. Потом команды меняются местами. Выигрывают команда, которая даст больше правильных и быстрых ответов.