Ольга Бутова
Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Коренные жители Севера испокон веков передавали своим детям традиционные ремё сла: оленеводов, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, дававшие людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний, самобытных физических упражнений, характеризующихся универсальностью, комплексностью своего воздействия: они развивают жизненно важные двигательные способности, укрепляют здоровье, формируют характер и систему нравственных принципов, знакомят и обучают традиционным промыслам.
Публикация «Подвижные игры и самобытные упражнения народов Севера в физическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры народов севера
- Народы севера
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
Традиционные средства физического воспитания выполняют следующие функции:
Знакомство с окружающей средой («Четыре стихии», «Тайга – болото -
озеро», «Собери ягоды», где наряду с представлениями об окружающем мире дошкольники получают знания об основах безопасности жизни;
Освоение традиционных промыслов («Рыбаки и рыбки», «Оленья упряжка», «Заячьи следы и т. д., где дети получают знания о профессиях;
Передача накопленного опыта в физическом воспитании от старшего поколения к младшему («Перетягивание палки», «Прыжки через нарты» «Борьба ногами», где дошкольники знакомятся с традиционными ритуалами, народным колоритом;
Экологическое воспитание;
Обеспечение необходимого объёма двигательной активности;
Формирование нравственного воспитания.
В планирование содержания программного материала по физическому воспитанию детей игры, состязания и самобытные физические упражнения в разделы лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных игр, что способствует сокращение времени на формирование двигательных умений и навыков. Так, например, при освоении отдельных видов лёгкой атлетики можно применять состязания "заячьи прыжки", "Броски палки на дальность; при обучении различным гимнастическим элементам - "Переправа", "Перетягивание палки", "Качалка" и др; в лыжной подготовке - "Скороходы - снегоступы", "Бег на подволоках".
Необходимо также отметить, что все мероприятия по физическому воспитанию у народов Севера проводятся на воздухе. Если же погодные условия не позволяют, существуют игры, которые можно использовать в помещении, приспособленном для занятий. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления и других качеств.
В возрасте от 1,5 до 3 лет игры способствовали развитию навыков лазанья, ходьбы, бега и других движений. С помощью игр с традиционными игрушками дети не только развивались физически, но и познавали семейный быт. Детей постарше (3-6 лет) ханты готовили к производственной деятельности взрослых. на этом этапе подвижные игры уже в большей степени помогали детям осваивать и закреплять связи традиционной бытовой культурой. В процессе игры дети изображали различные эпизоды процесса обработки рыбы, пойманной взрослыми.
Суровые жизненные условия севера и промысловая деятельность народов ханты требовали уже с 6-7 летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитание специфических двигательных навыков. С этого возрастного периода дети уже всецело привлекались к хозяйственной деятельности. В этот период они начинают играть в игры с правилами : "Кто из нас быстрее", "Оленья упряжка", "Прыжки через нарты", "Заячьи следы", Игра с кольцом" и др.
В условиях детского сада работа по использованию подвижных игр, состязаний и самобытных физических упражнений начинается со старшего возраста, поскольку для их выполнения необходимы определённые двигательные умения и навыки, характерные именно для этого возраста. Ханты инвентарь изготавливали из природного материала - дерева, камня, кожи, кости, шерсти и т. д., что было удобно и достаточно экономно, так как всегда находились под рукой. Изготовленный инвентарь для игр они бережно хранили в специальных мешочках или ящичках. Очень часто инвентарь мастерили во время работы. Например, кольца для игры "Кусы" ханты делали во время рыболовной ловли, диски - при заготовке дров в лесу.
Для обогащения предметно-развивающей спортивной среды привлекались родители. Проводимые практикумы позволили дополнить спортивный инвентарь таким нестандартным оборудованием, как нарты, снегоступы, кольца.
Народные игры, состязания в старшем дошкольном возрасте имеют свою психолого-педагогическую направленность. Они не только развивают жизненно необходимые физические качества и двигательные навыки, но и способствуют воспитанию решимости, смелости, находчивости, коллективизма, формируют представление о промысловой, хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
СОСТЯЗАНИЯ ОЛЕНЕВОДОВ
(спортивный досуг для старших дошкольников)
Задачи:
способствовать обогащению знаний о традиционных промыслах, самобытных физических упражнениях и праздниках народов Севера;
развивать быстроту, ловкость, координацию движений, находчивость.
Материалы: модели чумов и снегоходов, скакалки, кубы, стойки, обручи, модели оленьих рогов и нарт, тынзян-арканы, рыбки на ниточках.
Ход праздника.
В зале стоят модели чумов
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас знает как называется край, в котором мы живём?
Дети: Ханты-Мансийский автономный округ.
ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё больше узнать о Ханты-Мансийском автономном округе и людях, живущих здесь. Многие из нас приехали сюда из других регионов нашей страны: кто-то с Украины, кто-то с Кавказа, Кто-то с Урала. Но в нашем Ханты-Мансийском автономном округе есть народы, которые живут здесь испокон веков. Такие народы называются коренными. К коренным народам Севера относятся : ханты, манси, ненцы и другие. Живут они в чумах, основу которых составляют длинные шесты, покрытые оленьими шкурами. Издавна народы Севера передавали своим детям традиционные ремё сла: оленеводство, рыбную ловлю, охоту. Вместе с ними зарождались и национальные игры, состязания, праздники. (Показ иллюстраций.) Во время таких праздников люди стараются продемонстрировать свою силу, ловкость. Широкой популярностью пользуются такие состязания как прыжки через нарты, метание тынзян-аркана на хорей стрельба из лука и разновидность гонок. Сегодня я приглашаю вас принять участие в состязании оленеводов.
Дети строятся в колонны. Первая команда - "Яви" (белые медведи, вторая - "Варки" (бурые медведи).
Отгадайте-ка загадку.
В тундре зимой без неё ни на шаг,
С места рванём - только ветер в ушах.
Дети: Оленья упряжка.
Ведущий: Проводим первое состязание "Гонки на оленях".
Дети бегут парами (первый - "Олень", второй - "каюр") между кочками (кубы, обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первой закончит эстафету.
Молодцы, ребята! теперь отгадайте следующую загадку.
Белой стайкой мошкара
Вьётся, вьётся до утра.
Не пищит и не кусает,
Просто так вокруг летает.
Дети. Снежинки.
Ведущий. Правильно! зимой в тундре выпадает много снега. Охотники надевают на ноги снегоступы, это такие доски длиной 2030 см, подбитые оленей шкурой, посредине перемычка, как лыжное крепление, чтобы не проваливаться в снег во время охоты. Сейчас мы с вами тоже попробуем походить в них.
Проводится состязание "Снежный лабиринт".
Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так же возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Для ловли оленей оленеводы используют тынзян-аркан. это шест с петлёй на конце. Тынзян-арканом очень удобно выловить одного оленя из всего стада. Давайте и мы попробуем набросить такой аркан на модели рогов. Итак, эстафета "Ловим главного оленя".
Первый участник добегает до обруча, берёт тынзян-аркан и набрасывает его на модель рогов оленя. Затем возвращается и передаёт эстафету следующему участнику. побеждает та команда, у которой больше попаданий в цель.
Молодцы, команды, отлично справились с заданием! А теперь садитесь возле своих чумов и отдохните. А мы пока со зрителями поиграем в игру "Льдинки, ветер, и мороз".
Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая, : "холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь". делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем, в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят:" "Дзинь,дзинь" - пока не услышат сигнал "Ветер!". Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал "Мороз!" дети возвращаются в пары и берутся за руки.
Ну, что, отдохнули? Отгадайте следующую загадку:
"Олень от них убегает, а они не отстают".
Дети. Нарты.
Ведущий. На праздниках северные народы соревнуются в прыжках через нарты. Выигрывает тот участник, который перепрыгнет через наибольшее количество стоящих рядом нарт. Итак, состязание "Прыжки через нарты".
Первый участник перепрыгивает через модели нарт (ноги вместе, затем бежит до стойки, обежав, возвращается на место и передаёт эстафету следующему участнику. побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Отгадайте ещё загадку: "Без рук, без ног ходит и следов не видно".
Дети. Рыба.
Ведущий. Правильно, ребята. Народы, живущие в Ханты-Мансийском автономном округе, отличные рыбаки. Ребята, знаете ли вы, какия рыбы водятся у нас?
Дети. Ряпушка, щука, окунь, кета.
Ведущий. Молодцы! Вот сейчас мы поиграем с вами в игру "Рыбаки и рыбки".
Каждый участник получает "Рыбку на ниточке. Нитку закрепляет на поясе, чтобы её хвост касался пола. По команде игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост "Рыбки". Побеждает команда, сорвавшая наибольшее число" рыбок".
Молодцы, ребята. Вы сегодня справились со всеми заданиями! У нас получился отличный праздник! А теперь загляните в чумы, для вас там что-то припрятано.
В чумах находят приготовленные для них подарки и под музыку дети выходят из зала.