Папки-передвижки

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности

Ольга Остапенко
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

(Конфуций)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Публикация «Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.

Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:

• снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);

• ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);

• низкая речевая активность;

• несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.

Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях. В нашей группе ведется работа над проблемой «Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности».

В результате этой работы

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);

• человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

В нашей группе создан уголок экспериментирования, в котором находятся необходимые для проведения опытов предметы

В группе с детьми были проведены эксперименты с различными веществами и предметами. В ходе проведения опытов дети пытались сами делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Выводы по опытам:

воздух не виден в комнате. Он прозрачен. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;

воздух движется;

когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась, и скорость движения горошин возрастала;

полоска бумаги легкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

Опыты с водой

Выводы по опытам:

вода легко окрашивается в любой цвет;

при соединении синей и красной краски вода в стакане стала коричневой;

у одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Следовательно, для роста растений нужна вода;

растениям легче дышится, если почву взрыхлить и полить;

талая вода не пригодна для питья.

Опыты со льдом

Выводы по опытам:

Лёд наощупь холодный и скользкий;

лёд тает быстрее в воде и на теплой ладони;

выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже огромные айсберги не тонут. Айсберги большую опасность представляют для кораблей.

Опыт с солью «Тонет- не тонет»

Вывод: в пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счёт содержания соли плотнее, чем яйцо. Итак, плотность солёной воды больше, чем плотность пресной воды

Опыты с магнитом

Выводы по опытам:

Магнит притягивает только металлические предметы;

магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы: крупу, бумагу, ткань, пластик;

чем больше магнит, тем он сильнее;

у магнита есть магнитное поле. Он способен намагничивать предметы.

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам.

В создании коллекций принимали и принимают активное участие и дети, и родители. Все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.

Представляем вашему вниманию коллекцию насекомых, камней, ракушек, значков, пуговиц, перьев, поздравительных открыток.

С помощью родителей мы собрали коллекцию ракушек. Разнообразие экспонатов вызвало желание создать «Мини- музей ракушки». С детьми была проведена познавательная беседа о морских обитателях. Знакомство с ракушками дети продолжили в самостоятельной деятельности, используя лупу. (по кольцам на раковине можно узнать, сколько моллюску лет)

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_s1jeb.pptx | 6939,97 Кб
 
Публикации по теме:

Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». В концепции модернизации.

Взаимодействие узких специалистов при работе с детьми ОВЗ в ДОУ (опыт работы) Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Прогулка к морю» Цель: создать условия для формирования познавательной активности детей в процессе эксперементирования с разным материалом. Задачи: • Развивать.

Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды Задачи: 1. Учить детей проводить несложные опыты, и делать выводы по проведенным опытам 2. Развивать.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Эволюция одежды» Цель: Развитие детского дизайна в процессе познавательной деятельности по формированию представлений об эволюции одежды Задачи: • познакомить.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования по художественной резьбе по дереву при работе с детьми с ОВЗ Методическое пособие по Художественной резьбе по дереву При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагогов дополнительного.

Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. В прошлом учебном году мы с ребятами работали.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности № Тема Программное содержание Материалы, оборудование Дата Сентябрь 1 «Удивительный песок» Познакомить со свойствами и качествами песка,.

Реализация в ДОУ современных подходов к физическому развитию детей 2–7 лет Впишите контрольный вопрос Ваш ответ 1. В чем проявляется целостность и гармоничность развития детей дошкольного возраста? Правильное физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 10 марта 2019 в 16:05
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД