Папки-передвижки

Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Ольга Белова
Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Наша задача дать ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Взрослые должны помочь ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также научиться воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Публикация «Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорные эталоны-это общепринятые образцы свойств и качеств предметов. Самыми эффективными средствами развития сенсорных эталонов являются дидактические игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Игры cпособствуют формированию личности.

На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание, помогают развивать у детей представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и т. п. Дидактические игры дают ребёнку возможность проявить творческую активность, пробуждают интерес к занятиям, влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его здоровье, расширяют его кругозор, развивают находчивость, смекалку. Эти игры развивают у ребенка воображение, память, внимание, речь, наблюдательность, мелкую моторику.

Ниже перечислены некоторые из сенсорных пособий, которые использую в своей работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Данные пособия многофункциональны и могут использоваться в реализации пяти образовательных областей. С помощью этих пособий и тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика рук, формируется представление о форме, цвете, величине, количестве. Основная цель создания всех пособий — способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук.

Игра «Покорми мышат».

Цели и задачи:

- развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительно-моторной координации ;

- закрепление понятий основных цветов, понятий «много -один»;

- развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности;

- предупреждение утомления и повышение работоспособности ;

- активизация внимания, повышение способности к восприятию учебного материала.

Полифункциональность этой игры обусловливается наличием разноцветных палочек, которые можно использовать в некоторых вариантах игр:

1) «Покорми мышат»

2) «Построй домик для мышат»

3) «Построй дорожку к мышатам».

Данная игра также развивает конструктивные способности.

Материал: пластмассовые баночки с крышками разных цветов, деревянные цветные палочки для мороженного, глазки для декора, усы, зубки и ушки мыши из кожи.

Игра «Разноцветные пробки».

Цель: развитие мелкой моторики рук; снятия эмоционально-психологического напряжения, умение концентрировать внимание; умение находить и сопоставлять цвета с предметами, развитие логического мышления. Так же вариантом игры может быть использован вариант игры на формирование элементарных математических представлений: попросить ребенка назвать, пробок какого цвета мало, а какого цвета много.

Материал: цветные пробки от детского питания, распечатанные ламинированные картинки.

Игра «Посади букашку на цветок».

Цель: развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников, а также фантазии, воображения; закрепления цветов, оттенков цветов, пространственных отношений, сохранять хорошее настроение и положительное отношение детей к заданию.

Материал: распечатанные ламинированные картинки.

Игра «Узор для цветка».

Цель: учить детей составлять декоративные композиции, располагать элементы, подбирая по цвету – на основе разнообразных силуэтов в стиле определенного промысла. Развивать чувство симметрии. Наблюдательность.

Игра «Трафареты».

Цель: формирование у детей умение рисовать геометрические фигуры по шаблону и раскрашивать их.

Варианты игр: «Подбери фигуру», «Спрячем мышку от кошки», «Нарисуем фигуру», «Закрасим фигуры». В этой игре так же происходит знакомство с формой.

Материал: жесткие губки для посуды разных цветов, картинки мышат, бумага.

Игра на формирование зрительного и слухового восприятия «Разноцветные трубочки».

Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать мелкую моторику пальцев, развивать зрительное восприятие цвета.

Материал: разноцветные трубочки для коктейля, веревочки.

Игра на развитие тактильных ощущений-«Погладим ежика».

Цель: развивать чувствительность пальцев рук, умение классифицировать поверхности по различным признакам (гладкий, шершавый, мягкий, жесткий).

Материал: цветной картон, пуговицы, меховая ткань, мишура, арбузные семечки, губка для посуды.

Интересная игра «Консервируем овощи и варим компоты».

Цель: познакомить с понятиями «консервирование», «компот», «суп», повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.

Варианты игр:

1) «Собери овощи, фрукты и ягоды по банкам»

2) «Собери урожай одного цвета»

3) «Свари компот из разных ягод»

4) «Свари суп в банке»

Материал: распечатанные ламинированные картинки.

Пособие «Пальчиковый бассейн» или «Сенсорная коробочка» "Купая" пальчики в таких "бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику. Данное упражнение способствует развитию тактильных ощущений и вызывает радость от найденной игрушки.

Цели и задачи: Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

Варианты игр:

1) «Найди игрушки»

2) «Собери разноцветные камушки»

3) «Сделай узор из камней»

4) «Свари макароны»

5) «Нарисуй что хочешь»

Материал: пластмассовая коробка, манная крупа, макароны звездочки, макароны спирали, разноцветные камушки, игрушки из киндер-сюрприза, игрушечная ложка, кастрюлька.

Игра «Времена года»

Цели: знать времена года и называть их в определенной последовательности; находить, соответствующие данному времени года картинки; оживлять композицию фигурными карточками; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Материал: распечатанные ламинированные картинки, прищепки.

Особенно интересна форма игр в виде ЛЭПбуков.

В нем много различных дидактических игр и заданий на развитие мелкой моторики. Все яркое и красочное, ведь малыши это любят! ЛЭПбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В моем ЛЭПбуке представлены некоторые игры на представление разных свойств предметов: игра «Построй матрешек»-закрепление свойства величины, игра «Собери яблоски» и «Поставь машину в гараж»-свойства цвета, «Сложи палочки так, чтобы получилась фигура»-свойства формы. На развитие тактильных качеств и мелкой моторики рук представлены игры «Сплети паутину» и «Поменяй ствол дереву».

Родителям я настоятельно рекомендовала дома играть с детьми в игры из подручных средств: изготовить пальчиковые бассейны из легкодоступных круп, окрашивать с детьми воду в различные цвета с помощью пищевых красителей, сравнивать одежду по величине родителей и детей, играть в музыкальные игры : медленно или быстро хлопать в ладоши, трогать с закрытыми глазами разные на ощупь вещи (игра «Чудесный мешочек», угадывать во время еды различные продукты на вкусовые ощущения, игра на внимание с игрушками «Что изменилось» и многие другие.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, можно заметить, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры по сенсорному развитиюДидактические игры по сенсорному развитию Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, зрительное восприятие, память, внимание, воображение. Закреплять знание о цвете, форме.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Игры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возрастаИгры по развитию сенсорики для детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группеНестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук в первой младшей группе Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности,служит основой познания мира,первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полифункциональные дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июня 2020 в 17:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД