Ольга Хаматьянова
Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству.
Проблема детского творчества волнует каждого, кто так или иначе столкнулся с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними.
Как приблизиться к интересам ребенка?
Как понять их проблемы, найти ключ к волшебным дверцам, по которым открываются тайны видения мира?
Прикоснуться к этому, можно только через художественно - творческую деятельность ребенка.
Публикация «Полихудожественный подход как наиболее эффективная форма приобщения детей дошкольного возраста к искусству» размещена в разделах
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности - важнейшая задача воспитания.
Одним из эффективных направлений современной педагогики, которое позволяет решать эти сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса.
Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление, творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
Под полихудожественный деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую дети входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания.
Опираясь на полихудожественный подход в формировании творческих способностей дошкольников, объединяющий различные виды деятельности: музыкально-художественную, игровую, коммуникативную, продуктивную и другие, воспитатель должен дать представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. И поэтому я решила работать с детьми над развитием эмоциональной сферы через полихудожественное воспитание.
В. И. Шаховский, специалист в области изучения базовых эмоций, утверждает, что даже наедине с собой человек стремиться выразить свое отношение эмоционально. Главная цель моей работы - развитие эмоциональной сферы детей через созерцание картин известных художников и прослушивание лучших образцов отечественной и зарубежной классической музыки, поэзии. Развивая в детях, способность чувствовать и откликаться на переданное настроение и выражать свое отношение через собственное проявление - танец, рисунок, художественное чтение, я стараюсь воздействовать на становление духовных потребностей ребенка, на формирование черт его характера, чуткого отношения к человеку, природе, Родине.
Работу над развитием эмоциональной сферы дошкольников я начинала с младшими детьми. Наши игровые зоны превращались в зал «хороших манер», «зал вздохов», «зал настроения».
Рассматривали картину В. Васнецова «Берендеевка» и узнавали, какой день изобразил художник - пасмурный или солнечный?
Придумывали кайму для сарафана Снегурочки, какую музыку играет Лель?
Очень любили ходить с детьми по коврикам - массажерам. Проходили по дорожке обиды, страха, злобы и всем хотелось попасть на добрую дорожку (мягкий коврик). Чтобы проверить будет ли это работать, я решила воспользоваться тем, что большинству детей нравиться искать выход из лабиринтов. И этот лабиринт у нас превратился в картинную галерею, поэзию, музыку.
Важную роль в создании положительного эмоционального состояния детей играет доброжелательный характер общения педагога, его замечания и советы, оптимистический настрой, уверенности в успехе детей. Наиболее эффективные методы в работе — это «вхождение в картину», с большим интересом дети «оживляли» картину (придумывали истории, что могло бы произойти потом). Этот метод развивает образное мышление, воображение, речь. Основной вопрос, который я задаю детям после восприятия художественного образа: «Что вы почувствовали?». Одновременное восприятие нескольких видов искусств помогает детям глубже чувствовать и воспринимать картины, откликаться на переданное настроение в музыке, поэзии.
Рекомендации для педагогов, по внедрению успешного полихудожественного развития детей :
Современный подход к организации полихудожественной деятельности предусматривает, прежде всего - создание условий, художественных центров, работая в которых, дети имеют возможность реализовать свои способности, не ограничивая себя во времени.
Дети должны ждать встречи с педагогом творческим и художественно-эрудированным, тогда они получат удовольствие и радость от совместного труда с ним;
язык, на котором мы разговариваем должен быть эмоционально окрашен, наполнен образными элементами.
Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, это является важным фактором его творческого успеха.
Для развития интересов и способностей детей расширяйте спектр изобразительных материалов.
Углубляйте художественное мировоззрение детей, их эстетическое, познавательное, морально-этическое отношение к красоте и добру в произведениях искусства.
Поощряйте желание ребенка творить, поддерживайте его инициативу.
Предоставляйте ребенку выразить свою точку зрения при ознакомлении с произведениями искусства.
Используйте творческие задания, которые понятны и интересны детям.
Привлекайте родителей к полихудожественному воспитанию ребенка.
Применяйте доступные художественные произведения, близкие жизненному опыту детей, с четкой композицией и интересным сюжетом.
Поддерживайте желание овладевать новыми техническими приемами, средствами художественной выразительности каждого вида искусства.
Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность, экспериментирование.