Лучший педагог года

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Ольга Хохлова
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников

Опыт психолого-педагогической социализации дошкольников на примере ФГК ДОУ № 145

В период детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как ребенок адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на данной ступеньке.

Публикация «Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников» размещена в разделах

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути.

Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

С целью создания благоприятных условий для становления личности ребенка процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития.

В своей педагогической работе с детьми дошкольного возраста я сделала акцент на проблеме полоролевой социализации и специфике воспитания детей разного пола.

Полагаться на то, что мальчик вырастит настоящим мужчиной со всеми мужскими качествами, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением. Эти качества не могут возникнуть сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое лучше начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Задачи полового воспитания направлены в основном на укрепление семьи. Ранние впечатления ребенка почти полностью связаны с семьей, и именно в ней определяется направление личностного развития. В нашей культуре именно родители, и особенно матери, находятся в теснейших взаимоотношениях с детьми.

Поэтому подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания личности. Важной проблемой является выявление роли сверстников в процессе полоролевой социализации, особенно в дошкольном возрасте.

Процесс полоролевой социализации дошкольников не ограничивается восприятием своего сходства с представителями того же пола, и постепенного обогащения и обобщения представлений о половых ролях. В него входит формирование типичных для пола интересов. Особенно ярко эта разница проявляется в сюжетно-ролевых играх.

В своих наблюдениях я отметила, что дети старшего дошкольного возраста очень часто в игре предпочитают выбирать роли соответствующие их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек – роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца, т. е. профессии по которым преимущественно работают их родители.

Как показывают наблюдения и многие работы отечественных исследователей, у мальчиков преобладают игры героической тематики, а также подвижные спортивные игры. Девочки же предпочитают игры спокойного характера: в «дочки-матери», больницу, детский сад, магазин. Эти различия отчетливо видно в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по играм. При беседе с детьми я выявила, что многие мальчики считают, что девчоночьи игры, например, игры семейной тематики, «плохие» и в них не положено играть мальчикам. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек зазорно, да и неинтересно играть в любимую мальчишечью игру – «войнушку».

В дошкольном детстве начинают формироваться и различия в интересах мальчиков и девочек, которые проявляются в тематике не только их игр, но и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности.

Сказываются и половые предпочтения в музыке: девочки любят больше лирическую музыку, а мальчики, как правило, предпочитают бравую маршевую.

Мы все знаем, как дети обожают сказки, детские мультфильмы, но и мальчики выбирают, в свою очередь, книги и фильмы про войну, про подвиги.

Так как наше дошкольное образовательное учреждение находится на территории военного городка, то в большей степени мы делаем уклон на нравственно-патриотическое развитие детей. Военная тематика преобладает в использовании большинства методов и приемов при социализации дошкольников.

Многие педагоги считают, что военные игры, для воспитания мальчиков, чаще всего вызывают агрессивность, жестокость, и не замечают, что эти игры носят героический характер, и это больше всего привлекает мальчиков к игре. Закаливание мальчика-дошкольника настоящими мужскими трудностями еще ему недоступно, а военная игра предоставляет богатейшие возможности для того, чтобы ребенок почувствовал себя смелым и сильным, отважным и благородным. В свое время принимались специальные постановления по запрещению военных игрушек, и дети заменяли ружье на палку.

В настоящее время многое изменилось. Наш детский сад производит закупки игрушек на военную тематику в большом количестве. На мой взгляд, прямое запрещение военных игр не дает позитивных воспитательных результатов: дети начинают обманывать воспитателя, например, убеждая его, что они играют не в войну, а в индейцев.

Военные игры при соответствующем руководстве взрослого могут стать важным средством социализации, воспитания основ мужественности: в них мальчики учатся смелости, выдержке умению преодолевать трудности.

В исследовании, при проведении сюжетно-ролевых игр, старшего дошкольного возраста выявилось, что мальчики, в большинстве случаев, называли роли военных, а девочки роль мамы. Это указывает на ориентировку мальчиков – общественные роли, а девочек – семейные роли.

Специальный разговор с мальчиками о военных играх, о том, почему они их любят, показал, что мальчики проявили большую заинтересованность в теме беседы и отвечали на вопросы очень эмоционально. Свою любовь к играм военной тематики они объясняли тем, что у них родители военнослужащие, любят стрелять и ловить бандитов.

Мальчики в своих ответах говорили, что когда вырастут, то обязательно будут «солдатами», «пограничниками», «полковниками», «командирами». А когда их спрашивали, играют ли они в войну с девочками, практически все мальчики ответили отрицательно. Многие выражали недоумение по этому вопросу: «Девочки же не умеют стрелять и быть солдатами».

Таким образом, проведенное исследование показало наличие существенных различий в игровых интересах мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте.

При анализе ценностных ориентаций девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, мною использовалась методика «Волшебный цветок».

Весь эксперимент был построен так, что помогал дошкольнику, который активно действовал в нем, войти в сказочную ситуацию и принять инструкцию. Некоторые дети, проверив, что цветок действительно волшебный, даже спрашивали: «А это на самом деле волшебный цветок?», «А мои желания поправдошному сбудутся?».

Большинство детей очень серьезно воспринимали инструкцию и пунктуально выполняли ее: каждый раз, когда отрывали лепесток, повторяли стихотворное заклинание и поочередно высказывали все четыре пожелания. Причем, как правило, было видно, что ребенок думает, прежде чем сказать. Только одна девочка отказалась от третьего и четвертого пожелания. Я попыталась ее простимулировать, предложила ей чего-нибудь пожелать для папы и мамы, девочка хмуро ответила: «Ничего им не нужно, у них и так все есть». Как выяснилось позже, в этом ответе, выразилась обида девочки на родителей, которые в связи с рождением младшей дочери, стали уделять ей мало внимания.

Анализ содержания пожеланий детей старшего дошкольного возраста в исследовании, с применением методики «Волшебный цветок», сравнение особенностей желаний мальчиков и девочек показывают, что в наибольшей степени различия интересов детей разного пола выявились в бытовой сфере, а также в выборе игрушек. Первое можно объяснить, по всей вероятности, большей близостью девочек в семье, быту, чем мальчиков, а в дальнейшем большей приспособленностью женщины по сравнению с мужчиной к быту. У девочек также проявился больший, чем у мальчиков, интерес к сфере отношений и общения.

Главное в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также социализации дошкольников, умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольникаСюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ как условие их успешной социализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» города Гурьевска» Инклюзивное.

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Исследовательская деятельность как залог успешной социализации школьника Мир скоротечен. Это обуславливает ускорение темпа социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умение оптимизировать.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Проект «Духовно-нравственное воспитание как одна из форм социализации дошкольников в современном мире» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 19 «Василёк» городского округа «город.

Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей Сюжетно-ролевая игра как фактор успешной социализации детей. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Игра - основной.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации Пояснительная записка Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полоролевое воспитание как фактор успешной социализации дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2018 в 12:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД