Светлана Овчинникова
Исследовательская деятельность как залог успешной социализации школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Мир скоротечен. Это обуславливает ускорение темпа социальной жизни, что требует от человека большей адаптации к социуму, умение оптимизировать деятельность в новой ситуации. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Человек должен уметь эффективно действовать в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения и реализовать все это в процессе взаимодействия. Особую важность проблема социума приобретает в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Исследовательская деятельность как залог успешной социализации школьника» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На пороге школьной жизни воспитателю необходимо научить ребенка социализироваться в любом обществе. Поступив в школу, ему необходимо будет строить отношения с новыми педагогами, товарищами по классу, принимать участие в мероприятиях. Одним из механизмов успешной социализации ребенка в школе является исследовательская деятельность, которую можно начинать с раннего дошкольного возраста.
Исследовательская деятельность – это такая деятельность, которая помогает решить творческие исследуемые задачи с ранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность – это процесс совместной работы детей, педагогов и родителей по выявлению сущности изучаемой проблемы. Для исследования ребенку не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам узнать, выявить, понять и сделать вывод. Социализация – это процесс становления личности, ее обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установки образцов поведения присущих данному обществу.
В Фомичевском детском саду воспитатели проводят разнообразную исследовательскую деятельность, которая помогает дошкольнику успешно социализироваться в школьной жизни. В подготовительной группе проведено исследование по теме «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Эта работа проводилась по этапам.
На первом этапе, во время экскурсий, воспитанники посещали интересные исторические и современные места поселения, встречались со знаменитыми людьми. Проведенные мероприятия вызвали у детей интерес к периоду Великой Отечественной войны. Воспитатель и дети выбрали тему для исследования. К исследованию подключились родители. Они начали собирать материал о своих дальних родственниках – участниках войны и тружениках тыла.
На втором этапе работы составляли родословную для выявления родственников, чьи судьбы совпадали с периодом войны. Родители и дети во время работы строили свои отношения на доброжелательной ноте, дети учились уважать своих родителей и радоваться совместному плодотворному сотрудничеству.
На третьем этапе родители и дети встречались со своими родственниками. Во время встречи дети приобретали навык правильного поведения в гостях, учились общаться с людьми старшего поколения, устанавливать забытые родственные связи. Из рассказов живых свидетелей узнавали и фиксировали материал о своих героях.
На следующем этапе создавали книжки-раскладушки, в которых разместились родословная, биография родственников – участников войны и тружеников тыла, военные стихи авторские и собственного сочинения, фотографии, детские рисунки, выражающие их отношение к войне. Созданные книжки – это семейная работа, которую предстоит ребенку презентовать на различных мероприятиях детского сада, школы, села.
Четвертым этапом работы была презентация. Уже два года наши воспитанники принимали участие в научно-практической конференции по курсу «Забайкаловедения» и были награждены Сертификатами участника и Дипломами I степени. Эти работы воспитанники презентовали в детском саду перед младшими товарищами, перед жителями села на тематических праздниках, посвященных Дню Победы, митингах дню Памяти. Материалы детских работ публиковались на страницах районной газеты «Знамя труда». Рассказывая о жизни своих прадедов, ребенок учился безбоязненно выступать перед публикой, пользоваться интерактивной доской и своими книжками.
Собирая, оформляя и презентуя по крупицам материал, мы не только приобщаем навыки успешной социализации, но и увековечиваем память наших земляков, ведь их почти уже не осталось на нашей земле, а знать их, помнить и воспитываться на их примере мы должны.
Во время исследовательской работы воспитанники учились социализироваться в обществе. В процессе работы им приходилось правильно обращаться к людям старшего поколения, слушать внимательно их рассказы и запоминать, относиться к ним с уважением, передавать интересные факты друг другу, презентовать свои работы перед публикой. Дети узнают новое интересное, учатся гордиться своим селом и родственниками. А люди старшего поколения испытывают гордость за своих героев, о которых рассказали.
Придя в школу, воспитанники Фомичевского детского сада легко адаптируются, и успешно реализует себя в различных видах деятельности. Они проявляют инициативность, любознательность, легко устанавливают новые дружеские связи, с желанием участвуют в мероприятиях класса и школы, то есть легко социализируется. А приобретенные навыки исследовательской деятельности в дальнейшем способствуют успешной адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу.