Ибрагимова Линара
Понятия «изобразительные и технические навыки», их значение в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок, создавая изображение, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение
Публикация «Понятия „изобразительные и технические навыки“, их значение в развитии детей» размещена в разделах
и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Занятия ИЗО-деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно- логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Навык - это доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Навыки формируются посредством деятельности систематической и целенаправленной. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навыка.
В ряде педагогических работ (Е. И. Бойко, Д. Ф. Николаенко, К. К. Платонов и др.) указывается на необходимость четкого различения понятий "навык и умение". Навык определяется как часть более общего понятия. Умение характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.
Изобразительные умения – это навыки, опыт в изобразительной, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.
Технические навыки – это умение правильно держать карандаш (кисть, сидеть прямо, не сильно наклоняясь над столом; рисовать правой рукой, левой придерживая бумагу; учить рисовать только на бумаге не пачкаясь, после занятия убирать весь материал на место.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенно образующийся запас знаний и представлений о разнообразных формах и пространственном расположении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков, цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки; рыбки плавают в разных направлениях и т. п.). Рисование способствует обогащению восприятия, представлений,
памяти детей новыми образами, которые в процессе изображения.
Занимаясь рисованием, дети узнают различные материалы (бумагу, краски, мелки, фломастеры и др.). Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними, узнают орудия человеческой деятельности
карандаш, кисть. Усваивают способы действия с ними. Запас знаний детей о вариативном использовании материалов и орудий расширяется. В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления, у них развивается образная выразительная речь. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением, ребенок в результате приобретает собственный опыт познания. В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.
Т. С. Комарова предложила разделить технические навыки и умения на
3 группы:
- навыки и умения владения инструментом;
- навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых
зависит качество линий и закраски в рисунке;
- навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных
свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).
Ясно, что одни компоненты техники должны быть отработаны раньше (навыки владения инструментом, навыки и качества движения, относящиеся ко второй группе, навык удержания направленности движений, другие - позднее (умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования, умение регулировать движения по силе, темпу и т. д.). Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величинных отношений, формируются в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.
Такая последовательность определяется тем, что умения могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.
Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки.