МААМ-картинки

Литературное воспитание дошкольников

Елена Жирнова
Литературное воспитание дошкольников

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Значимость литературного образования дошкольников

Литературное образование на дошкольном этапе развития ребенка предполагает ознакомление ребенка с приемами взаимодействия с книжной литературой, различными текстами. В ходе этого процесса происходит приобщение дошкольников к литературному наследию. Дети знакомятся с книгой, ее значимостью и силой. Литературное образование в дошкольном возрасте имеет вид интегрированной дисциплины, которая открывает возможности развития профессиональных педагогических компетенций воспитателя, связанных с привитием детям любви русскому языку и русской культуре.

Публикация «Литературное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Основные задачи литературного образования дошкольников

На дошкольном этапе развития детей происходит формирование основных личностных качеств. Книга же, выступает главным инструментом по формированию личности ребенка, его положительных свойств и черт характера, умение отличить добро от зла, правильное поведение от недопустимого, выработать основу своего поведения, связанного со следованием и отстаиванием хорошего, доброго, правильного.

Посредством приобщения к литературе, ребенок знакомится с особенностями устройства окружающего природного и социального мира, историей своего народа, осваивает культурное наследие, приобщается к миру человеческих чувств и эмоций.

Основными задачами ознакомления дошкольников с литературным творчеством, его содержанием и значением являются следующие:

- формирование интереса и стремления к знакомству с художественными произведениями, навыков восприятия их смыслового содержания, независимо от жанровой принадлежности;

- развитие способности к пониманию содержания литературных произведений и конкретной эмоциональной и чувствительной реакции на него;

- ознакомление детей с особенностями детской литературы и художественной литературы в целом : отличительными особенностями разных литературных направлений и жанров, композиции, литературным языком и речевыми конструкциями, применяемыми в различных жанрах;

- воспитание художественного вкуса, навыков восприятия и прочувствования настроения конкретного произведения, понимание того, что хотел автор донести до читателей;

В дошкольных образовательных заведениях осуществляется формирование литературного багажа. Ребенок знакомится с многочисленными фольклорными жанрами – сказками, загадками, частушками, пословицами, преданиями, осваивает произведения отечественных и иностранных классиков. Знакомство с писателями и поэтами, способами оформления книг, иллюстрациями к произведениям.

Содержание дошкольных программ литературного образования и их развивающее значение.

На современном этапе общественного развития, программы образования дошкольных заведений непрерывно развиваются и преобразовываются, исходя из тенденций и динамики социально-экономического развития общества. Программы дошкольного образования, включающие литературное обучение детей разрабатываются на основе стандартов ФГОС, которые рассматривают освоение детьми литературных произведений, как задачу, стоящую наравне с речевым развитием ребенка. При этом составление программ дошкольного литературного образования осуществляется с учетом возрастных особенностей развития детей и усложняется по мере роста и развития детей.

В младших группах дошкольных образовательных учреждений программа основывается на освоение элементарных навыков прослушивания - прослушивание небольших рассказов, детских сказок.

В средних дошкольных группах происходит переход от освоения содержательной части произведений к языковых особенностями построения литературных произведений, их выразительности в разнообразных тематиках.

В старшем дошкольном возрасте осуществляется освоение более сложных по содержанию произведений, изучаются более обширное разнообразие жанров и тематик.

В подготовительных группах программа литературного обучения включает освоение простого литературного анализа. Литературные произведения служат для развития нравственных ориентиров ребенка. Через них дети познают основы устройства природы и социума. Это помогает развить мышление и воображение ребенка, дать представление об образцах и видах литературного языка.

Методы ознакомления с художественным текстом.

Основой всех методов ознакомления с художественным текстом в дошкольном учреждении является выразительное чтение воспитателя. Методы по ознакомлению с художественной литературой включают : чтение, рассказывание, инсэценировки, заучивание наизусть. Методы для восприятия детьми художественного текста: экскурсии, встречи с интересными людьми, рассматривание иллюстраций, выразительное чтение, повторное чтение, выборочное, прием словесного рисунка, творческие задания, беседа. Структура занятий «Чтение художественной литературы» :

1. Вводная часть (беседа, показ обложки, рассказ об авторе).

2. Выразительное чтение произведения.

3. Беседа о прочитанном.

Вне занятий речевую работу организуют: через чтение стихотворений, рассказывание, зрелищные мероприятия и развлечения (инсценировки, литературные утренники, просмотр телепередач). К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театральные представления, концерты. Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им про-изведения, в которых большое место занимает диалог. Так же одним из действенных способов воспитания читательских интересов у детей дошкольного возраста является уголок книги. Главное при его организации - привлечь ребенка к участию через: поручения; починку книг; беседы о прочитанном; обновление уголка.

Рекомендации для родителей по литературному чтению.

Большую роль в литературном образовании дошкольников играют родители. Их главная задача - знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы совершенствовать их. Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка. Во время чтения художественной литературы родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

- читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа;

- как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка;

- уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка;

- читайте вслух всю жизнь! Эта потребность формирует у вашего ребёнка интерес к чтению;

- детские книги должны находиться в доступном для малыша месте;

- Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.

Список использованной литературы

1. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников [Текст] : учебник для вузов / З. А. Гриценко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 352 с. - (Бакалавриат). – 1 экз.

2. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] :учеб. пособие для фак. дошк. воспитания педвузов / З. А. Гриценко. - 3-е изд., стер. - М. :Академия, 2008. - 320 с. - 2 экз.

3. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст] : учеб. пособие для фак. дошк. воспитанияпед. вузов / З. А. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 224 с. – 2 экз.

4. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] : учеб. для вузов по напр. "Педагогика" / Т. В. Рыжкова. - М. : Академия, 2007. -416с. - 10 экз.

5. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. А. Стародубова. – М. : Академия, 2006. – 256 с. (Н/у) - 3 экз.

6. Теория и методика развития речи детей [Текст] : пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина,

В. М. Макарова, Е. А. Ставцева. - М. : Академия, 2005. -192 с. - 29 экз. 010. - 287 с. - 10 экз

7. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учебнометод. пособие для воспитателей ДОУ / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ВЛАДОС,

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Конспект урока. Литературное чтение в 3 классе В. П. Астафьев «Капалуха» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством В. П. Астафьева; развивать.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Конспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольниковКонспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для дошкольников Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки»(для детей 4-6 лет)Цель занятия:приобщение детей к книге и чтению; формирование интереса.

Экономическое воспитание дошкольниковЭкономическое воспитание дошкольников В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского»Сценарий: Литературное развлечение «Сказочный мир Чуковского» Цель: Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. Задачи: 1. Закрепить знания детей о литературном творчестве К. И. Чуковского.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Литературное воспитание дошкольников
Опубликовано: 11 февраля 2022 в 13:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД