Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС

Татьяна Лобастова
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС

Сегодня дошкольные образовательные учреждения действуют в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с этим стандартом, основная цель дошкольного образования - научить ребенка самостоятельности: самостоятельно мыслить и действовать, принимать решения, самостоятельно получать необходимые знания, которые пригодятся ему в жизни.

Ориентация на самопознание становится основой образовательного процесса.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС» размещена в разделах

Одна из областей ФГОС - «Познавательное развитие» - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [3].

На этапе завершения дошкольного образования (исходя из целевых ориентиров) ребё нок должен:

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности : игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- достаточно хорошо владеть устной речью;

- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться при-чинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; иметь склонность к наблюдению, экспериментированию;

- иметь способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Эта часть целевых ориентиров области «Познавательное развитие» ФГОС может реализовываться в таком виде деятельности как познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование, исследование, проектирование).

С точки зрения Н. А. Коротковой, познавательно-исследовательская деятельность, активность ребенка впрямую направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [2].

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [5].

Познавательная активность ребенка в процессе деятельности характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни [1].

Учреждения дошкольного образования детей в плане реализации установок ФГОС относительно формирования условий для познавательно-исследовательской деятельности детей, развития познавательной активности детей (и самостоятельности) сталкиваются с рядом проблем:

1. В ДОУ преобладают занятия творческого характера, интеллектуального развития детей. Экспериментирование - процесс чаще всего фрагментарный, так как требует чёткого планирования, более длительной подготовки.

2. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность всегда требует запаса времени и особого внимания педагога, поэтому ей отводится всего несколько занятий в год.

3. Что касается внедрения в образовательный процесс приемов исследовательской деятельности, способствующей как раз развитию любознательности дошкольников, умения наблюдать и экспериментировать, можно сказать, что и они используются фрагментарно, а это недопустимо с точки зрения усвоения навыков и развития самостоятельности.

4. Данные приемы чётко ориентированы на совместную деятельность ребёнка и взрослого, и это тоже вызывает затруднения в мотивации родителей к такому виду деятельности.

В более выгодных условиях находятся учреждения дополнительного образования детей, педагоги которых более свободны в разработке дополнительных общеобразовательных программ, имеют возможность творчески подойти к организации занятия, образовательного процесса в группе.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Я работаю с детьми старшей группы компенсирующей направленности. Провожу много увлекательных и интересных видов деятельности. Вот и в этот.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми «Удивительный воздушный шар» Цель: создать ситуацию развития для расширения кругозора детей о воздушном шаре, его свойствах и возможностях. Задачи: Обучающие: 1. Научить.

Познавательно — исследовательская деятельность «В царстве бумажной Феи» Конспект познавательно - исследовательской деятельности "В царстве Бумажной Феи" (для детей 4-5 лет) Цель: расширение и закрепление представлений.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Познавательно — исследовательская деятельность в подготовительной к школе группы Познавательно – исследовательская деятельность Сентябрь 1 Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представления о том, кто такие ученые.

Познавательно-исследовательская деятельность «Космос» в средней группе Образовательная деятельность в средней группе «Ах, этот удивительный космос!» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Радуга» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности»Познавательно-исследовательская деятельность «Вкусные опасности» 1 слайд Здравствуйте. Меня зовут Гайворонский Руслан. Я хочу вам рассказать о своем исследовании «Вкусные опасности». 2 слайд У нас в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников согласно ФГОС
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 18:49
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД