Таисия Козловцева
Познавательно — исследовательская деятельность в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность
Сентябрь
1 Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятием наука (познание, гипотеза (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте) о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 41
Публикация «Познавательно — исследовательская деятельность в подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
2 Какая бывает вода?
Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 43
3 Вода - растворитель Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 46 Сосуды разного размера и формы, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, масло, красители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка
4 Сила тяготения Дать представление о существовании неведомой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 47 Глобус, небьющиеся предметы: бумага, шишки, детали конструктора, мячи.
5 Упрямые предметы Познакомить с инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 48Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты
6 Волшебные стеклышки Познакомить с микроскопом, лупой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 51 Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена, листья, кора, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.
7 Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими явлениями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 53 Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары; книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки; кусочки мыла, стекла, картинки, микроскоп.
8 Хитрости инерции
Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 55 Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.
9 Что такое масса? Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 56 2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, игрушки для взвешивания, соль, спички.
10 Воздух
Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 59 Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробники, ванилин, чеснок, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
11 Забавные фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 116 3ч. ложки, охлажденные в холодильнике, повязка для глаз, яблоки, наполненная банка с водой.
12 Лес защитник и лекарь Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 131 Неизведанное рядом
13 Солнце дарит нам тепло и свет Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 61 Лампа, набор предметов из разных материалов, бумага, нитки, лоскутки ткани, песок, иголки.
14 Почему дует ветер?
Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 64
Рисунок, схема изготовления вертушки, свеча
15 Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 68
Таз с водой, предметы из различных материалов, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки
16 Путешествие Капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 70
Чайник, холодное стекло, иллюстрации «Вода», схема «Круговорот воды в природе», карта или глобус, мнемотаблица
17 Влажное дыхание Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 134 Неизведанное рядом
18 Чем можно измерять длину? Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 74
Сантиметровые ленты, линейки, отрез ткани, тесьма
19 Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 78 Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов
20 Откуда взялись острова? Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня мора. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 85 Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, физическая карта мира
21 Как происходит извержение вулкана? Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 87 Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка
22 Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 89
Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста», миски, стаканы, ложки; какао – порошок, пищевой краситель коричневого цвета, коробка
23 Испытание магнита
Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91 Коллаж «Магнетические и немагнитические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы,конструктор, деревянные кирпичи, ракушки, шарик, резинка
24 «О дрожалке и пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91Линейка, проволока, коробки, нитки, спички
25 Как сделать звук громче? Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, усиливаются с помощью специальных предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 95 Расчески, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдца, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала
26 Почему поет пластинка? Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 98 Пластинка, рупор, швейная игла, увеличительные стекла, соломинка, ножницы, картинки – алгоритмы, проигрыватель
27 Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, о звездах; развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 100
28 Почему в космос летают на ракете? Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 102
29 Секретные записки Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 104
30 Что такое молния? Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 106
Шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, большая скрепка
31 Почему горит фонарик? Уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 110
Картинка электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной проволоки, скрепки, иголка
32 Электрический театр Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 Оргстекло, папиросная бумага, булавки, толстые книги, шерстяная ткань, шаблоны человечков, калька
33 Радуга в небе Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло, жидкое мыло, ложки, стаканчики, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала
34 Куда тянуться корни. Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 137 Неизведанное рядом
35 Как появились моря и океаны Объяснить происходящие в природе изменения пользуясь полученными ранее знаниями конденсации. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 137 Неизведанное рядомЕмкость с горячей водой или разогретым пластилином, лед.
36
льно – исследовательская деятельность
Сентябрь
№ Дата Тема Цель Литература
1 Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятием наука (познание, гипотеза (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте) о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 41
2
Какая бывает вода?
Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 43 Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинки, песочные часы; алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки
3 Вода - растворитель Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 46 Сосуды разного размера и формы, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, масло, красители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка
4 Сила тяготения Дать представление о существовании неведомой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 47 Глобус, небьющиеся предметы: бумага, шишки, детали конструктора, мячи.
5 Упрямые предметы Познакомить с инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 48Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты
6 Волшебные стеклышки Познакомить с микроскопом, лупой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 51 Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена, листья, кора, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.
7 Почему предметы движутся? Познакомить детей с физическими явлениями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 53 Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары; книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки; кусочки мыла, стекла, картинки, микроскоп.
8 Хитрости инерции
Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 55 Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.
9 Что такое масса? Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 56 2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, игрушки для взвешивания, соль, спички.
10 Воздух
Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 59 Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробники, ванилин, чеснок, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
11 Забавные фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 116
12 Лес защитник и лекарь Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 131 Неизведанное рядом
13 Солнце дарит нам тепло и свет Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 61
14 Почему дует ветер?
Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 64
15 Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 68
16 Путешествие Капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 70
17 Влажное дыхание Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 134 Неизведанное рядом
18 Чем можно измерять длину? Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 74
Сантиметровые ленты, линейки, отрез ткани, тесьма
19 Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 78
20 Откуда взялись острова? Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня мора. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 85
21 Как происходит извержение вулкана? Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 87
22 Как появляются горы? Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 89
23 Испытание магнита
Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91
24 «О дрожалке и пищалке» Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91
25 Как сделать звук громче? Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, усиливаются с помощью специальных предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 95
26 Почему поет пластинка? Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 98
27 Как образуются метеоритные кратеры? Смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, о звездах; развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 100
28 Почему в космос летают на ракете? Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 102
29 Секретные записки Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 104
30 Что такое молния? Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 106
31 Почему горит фонарик? Уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 110
32 Электрический театр Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112
33 Радуга в небе Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112
34 Куда тянуться корни. Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 137 Неизведанное рядом
35 Как появились моря и океаны Объяснить происходящие в природе изменения пользуясь полученными ранее знаниями конденсации. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова В. В. Щетинина Стр. 137 Неизведанное рядом