Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Весенняя прогулка» (13 фото)

Надежда Фидорченко
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Весенняя прогулка»

Цель: формирование представлений об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу.

Задачи:

учить детей вести наблюдения за погодой;

уточнить и расширить знания детей о березе, об изменениях происходящих с растениями весной;

познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;

углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе „Весенняя прогулка“» размещена в разделах

уточнить с детьми представление о том, что весной все птицы устраивают гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов, разные птицы устраивают гнезда по-разному;

развивать игровые умения;

воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе и друг к другу.

Словарная работа: березовая роща, береста, березовая лучина, березовый сок, березовый веник.

Материалы:

Кукла Сорока, письмо от Старичка Лесовичка, письмо березки, костюм Карлсона, султанчики, лоскуты ткани черного и белого цвета, сундучок с подарками: солнце, капельки, листочки, фигурки птичек, баночка с почвой; рисунки: берёзовая лучина, веники из веток берёзы, фанера, мелкие игрушки, туесок, посуда, лапти, берестяная грамота, корзинки. Шапочки: ветер, солнце, дождик, березка, козы. Корзинка, ветки, 3 обруча, камешки - «зернышки», сережки березы, угощения-яблоки.

Предварительная работа:

Наблюдения за березкой в разное время года. Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; И. Шишкина «Лесная глушь»; А. Рылова «Осень на реке Тесна»; А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. Наблюдения за птицами. Беседы: «Кто больше всего радуется весне?». Чтение стихов и рассказов о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». Изготовление фигурок птиц. Исследовательская деятельность (листья березы, семена). Игры «Найди дерево по описанию», «Семена», «Дети и козы», «У кого больше».

Ход прогулки:

Организационный момент. Дети выходят на прогулку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляемся гулять.

Все же знают, что полезно

Свежим воздухом дышать.

Мы гуляем, мы играем

И, конечно, наблюдаем.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Весенняя прогулка»

Сюрпризный момент.

Дети вместе с воспитателем идут на свой участок и видят, что на пеньке сидит Сорока. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.

Воспитатель: Обратите внимание, ребята, на улице нас кто-то встречает. Что это за птица?

Дети: Сорока.

Фото «Весенняя прогулка»

Воспитатель: Она принесла нам листок. С какого дерева листок?

Дети: С березы.

Воспитатель;Да вы правы. Но с обратной стороны на нем что написано.

Воспитатель (читает письмо детям на березовом листочке).

Здравствуйте ребята.

Пишет вам Старичок - Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. И первое задание- найти дерево, которому принадлежит этот листик. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе - фото

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас на встречу с природой. Ну что, ребята, отправимся в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Владимир Орлов

Вначале, давайте, рассмотрим есть ли на нашем участке береза?

Дети: Нет

Воспитатель: Есть ли на территории нашего сада берёза? (ответы детей)

Давайте встанем парами и отправимся в поиски по территории нашего детского сада. Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?

Наблюдение за погодой.

Воспитатель: Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно.

Загадка.

Я березку качну, я тебя подтолкну.

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать. Кто я?

Можешь отгадать? (ветер).

Исследовательская деятельность. С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.

Фото №1 Цель формирование представлений об окружающем мире через познавательно исследовательскую деятельность умение правильно вести себя в природе желание изучать и охранять природу

Воспитатель: А как можно без султанчиков узнать есть ли ветер или нет? (По качанию ветвей деревьев).

Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

(Идут дальше, находят берёзу. На берёзе висит письмо)

Чтение письма.

Дорогие ребята!

Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»

Фото №2 Все материалы на весеннюю тему Исследовательская деятельность Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий

Наблюдение за березой.

Береза – это куст или дерево? (дерево)

Как выглядит береза? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы).

Где растет (в лесах, в городах, в деревнях нашей России).

Если лес состоит из одних берез, как он называется? (березовая роща)

А если не только березы, ели сосны? (свешанный лес)

Береза — самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где

ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но

особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

А как вы, думаете почему ствол березы именно белый, а не какой иначе?

В ясную погоду кружевные кроны берез пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность. Нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета. Дети рассматривают два лоскута: черного и белого цвета.

Воспитатель: Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? ( темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых: они поглощают больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Вопросы к детям:

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям? За что ценят березу в России?

О том, что это растение давно и прочно вошло в наш быт, говорит старинная русская пословица – загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным здоровье. Вторая – от тьмы свет. Третья – дряхлых исцеление. А четвёртая – людям колодец».

Первая отгадка: Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь. Вторая отгадка: Берёзовая лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом. Считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Фото №3 Словарная работа березовая роща береста березовая лучина березовый сок березовый веник

Третья отгадка: Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане

Фото №4 Шапочки ветер солнце дождик березка козы

Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берё зы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят. О четвертой отгадке вы и сами догадались. Самым полезным в березе является ее сок — березовица, лекарство от ста хворей. В старину говорили: «три недели пьешь березовицу – здоров весь год». А еще говорили, что в слезах березы большая богатырская сила. И это, действительно так, к весне ее сок накапливает максимально возможное содержание полезных компонентов для того, чтобы дать растению новую жизнь.

Фото №5 Корзинка ветки обруча камешки зернышки сережки березы угощения яблоки

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

Фото №6 Предварительная работа Наблюдения за березкой в разное время года

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви - лаптей, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Рассматривание картин И Левитана Березовая роща Золотая осень И Грабаря Февральская лазурь И Шишкина Лесная глушь А

Березу называю, русской красавицей, и она является символом России. Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Давайте, вспомним стихотворение С. Есенина «Береза».

1. Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой — зимой.

Вся в сережках — весной.

Сарафан зеленый — летом.

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.

2. Люблю березку русскую

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике.

С платочками в карманчиках,

С красными застежками.

С зелеными сережками.

3. Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится.

4. Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу, потеплей.

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

А какие украшения носит березка? (сережки)

Исследовательская деятельность.

Сколько семян в одной сережке?

Что произойдет, если дунуть на семена?

Как много деревьев может вырасти из семян?

«Превращение»

Воспитатель: Подойдем к березке, прикоснемся к ней и закроем глаза. Раз, два, три нас в семена преврати и в сережку собери.

Подвижная игра: «Семена».

Распределение ролей (Ветер, солнце, дождик)

Воспитатель:

В маленьком семени

Спряталось растение

Что должно произойти,

Чтоб оно могло расти?

Что же нужно семенам?

Дети: Почва!

Ветер, ветер, помоги

Нас с березки унеси.

(выбегает «ветер», «семена» - разбегаются)

Воспитатель: Что ж вы не растете?

Дети: Нам нужны - тепло и свет!

Солнце, солнце помоги

Чтобы мы расти могли

(выходит «солнце»)

Воспитатель: Что вам еще нужно?

Дети: Вода!

Дождик, дождик, помоги

Чтобы мы расти могли.

(выходит дождик)

Воспитатель:

Есть у вас земля,

Есть у вас вода,

Есть у вас тепло и свет,

Пора вам прорастать.

Прорастает корешок

(дети выпрямляют ноги).

Подрастает стебелек — ствол

(дети выпрямляют спину).

Развернулись почки

Выпустив листочки

(дети поднимают руки).

Воспитатель: Вот как много новых березок может подарить одна березка.

Ребята, вы любите получать подарки?

А сами любите дарить подарки?

Давайте и мы подарим березке свои подарки.

Дети.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко — ярко, согревает тебя.

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.

Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя

Воспитатель: Лучшим подарком для березки и ее подружек будет наша забота и внимание.

Как мы можем помочь березке?

Какие правила нужно соблюдать?

Как вести себя?

Дети: рассказывают о правилах поведения в природе.

1. НЕ порть кору деревьев

Автографом своим,

Что ты тут был, поверим,

Но лучше б ты не был!

2. НЕ ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева - деточка.

3. Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

4. НЕ рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

5. У леса музыка своя

Её послушайте, друзья!

Как много звуков тут и там.

В лесу не нужен шум и гам.

Нельзя шуметь, галдеть кричать

И громко музыку включать!

6. Гнездо на ветке - птичий дом.

Вчера птенец родился в нем!

Ты птичий дом не разоряй!

И никому – не позволяй!

7. Чтоб было в лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать!

Если лес не беречь – он погибнет,

И беда всех людей настигнет!

Воспитатель: Давайте вспомним историю-игру одной березки.

1. Игра: «Березка»(перед игрой проводится распределение ролей).

Дети: Как пришла в сады цветущая весна,

Посадили мы березку у окна. (на девочку надевается венок).

У красы березки девочка — «березка»

Платье серебрится, качает зелеными

У красы березки веточками над головой.

Зелены косицы.

Со двора к березке два, три козленка прыгают

Выскочили козы вокруг девочки - «березки»

Стали гнуть березку, пытаются достать зеленые веточки.

А березка в слезы. Девочка - «березка» закрывает лицо руками.

Все дети:

Защитить березку Выбегают девочки и

Мы бежим гурьбою, мальчики - бегут к березке.

Чтоб краса- березка

Выросла большой.

-- Кыш козы!

-- Уходите, козы, от нашей березы. Дети ловят «коз»

Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше - на свой участок.

Под музыку приходит Карлсон с корзинкой.

Карлсон: Приветики ребятишки девчонки и мальчишки. Вы меня узнали? Я Карлсон. Я летаю и все вижу. Вот пролетал мимо и решил к вам заглянуть и кое-что у вас узнать. Что-то непонятное происходит с моими пернатыми друзьями. Они так шумят, что моего моторчика не слышно. Все какие-то взбудораженные, прогоняют друг друга, спорят из-за них. Что все это значит?

Воспитатель:

Почему весной птицы становятся более активными?

Зачем птицам гнезда, ведь скоро лето?

Где строят гнезда воробьи?

Почему они прячут свои гнезда?

Что используют для строительства?

Где строят гнезда вороны?

Карлсон: Вспомнил! Я же видел, как мой сосед воробей свое гнездо строил смех да и только. Под самой крышей, в щелочке. Положил несколько соломинок и решил что уже готово. Чирикает, чирикает, прилетела воробьиха, ей совсем не понравилось, наверное, еще будет достраивать. Ребята, а вы знаете, как воробьи по земле передвигаются?

Дети: да, они прыгают.

Карлсон: Давайте с вами воробышками побудем, немного и будем собирать зерна для своих птенцов.

Игра: «У кого больше».

В центре площадки — обруч — «кормушка» с камешками «зернами». На одинаковом расстоянии от «кормушки» — размещаются обручи – «гнезда». По сигналу «зерен набери» воробьи прыгают на двух ногах к кормушке, берут по одному зерну и возвращаются в гнездо к птенцу.

Карлсон: Как хорошо и весело с вами. Вы просто настоящие воробьи, очень шустрые. Если бы вы летать научились, тогда бы совсем птицами познакомились поближе, как я. У меня к вам есть дело. Надоело мне на крыше жить, решил я себе гнездо построить. Помогите мне веток набрать. Я смотрю у вас, их вон сколько, они ведь вам не нужны. А мне какие-нибудь пригодятся.

Игра: «Собери ветки в корзину».

Карлсон: Спасибо вам ребята, за помощь. Мне пора, до свидания!

Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок»

Ход игры: дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Угадай чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону

Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята! Вам понравилась наша встреча с природой сегодня?

Что вам понравилось?

Что вы узнали для себя нового?

Чему вы научились, чему удивились?

Чего вам хочется еще?

.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Оборудование: мячи, скакалки, игрушки для сюжетно – ролевых игр.

Цель: воспитывать коллективизм, дружелюбие.

Вы хорошо потрудились! А сейчас можете и поиграть в свои любимые игры с игрушками, которые мы вынесли на прогулку!

Литература:

1. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада (6-7 лет). Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017г., 208 стр.

2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. ФГОС. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г., 112 стр.

3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г., 80 стр.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группеКонспект занятия «Чудесная вода». Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Цель: Способствовать обобщению представлений детей о свойствах воды. Задачи: -Развивать внимание и наглядно-действенное мышление. -Воспитывать.

Непосредственная образовательная деятельность по театрализации «Весенняя прогулка» в первой младшей группеНепосредственная образовательная деятельность по театрализации «Весенняя прогулка» в первой младшей группе «Весенняя прогулка» Программные задачи: 1. Обучающие • Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег,.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы «Солнечная система» Цель: Расширение знаний детей о солнечной системе. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп»Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Детский микроскоп» В нашем детском саду "Колосок" через дидактический кабинет для детей, приобрели набор "Маленький исследователь". Это детский микроскоп.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Проект «Путешествия по России. Камчатка»Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Проект «Путешествия по России. Камчатка» Вид проекта: среднесрочный (1 месяц) Тип проекта: информационно-исследовательский Срок реализации проекта: с 1 по 30 октября Участники проекта:.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Опыт «Живая вода»Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Опыт «Живая вода» Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе Опыт «Живая вода» Цель: познакомить детей со значением воды для роста и развития.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «В гости к воде» Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид: экспериментальная деятельность: опыты Тип: интегрированное Интеграция образовательных.

Познавательно-исследовательская деятельность в выпускной группе «Самый дорогой человек» Познавательно-исследовательская деятельность в выпускной группе МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость» Воспитатель Баранова Валентина Николаевна.

Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебная капелька» в третьей старшей группе Цель: формирование познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности, способности устанавливать причинно-следственные связи.

Совместная познавательно-исследовательская деятельность с подготовительной группой «Чудо природы — радуга». МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 52 «МАЯЧОК» Автор: Ступникова Юлия Алексеевна, воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Весенняя прогулка»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 09:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД