Людмила Семенчинская
Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. НОД «Волшебница вода» Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. НОД «Волшебница вода»
Цель: знакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
2. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность, Ознакомление с миром природы, НОД „Волшебница вода“ Старшая группа» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
5. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
6. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
7. Воспитывать бережное отношение к воде;
Материал: прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, емкости для воды, сахар, соль Шаблоны рыбок, макет речки цветные карандаши, экран, проектор.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».
2. Разучивание стихотворения. Вы слыхали о воде?
3. Чтение произведений: К. Д. Ушинского «Ручеек», И. Р. Смольянова «Красота воды»,
И. М. Новикова «Удивительные капельки».
4. Наблюдение за состоянием воды в природе.
5. Просмотр презентаций о воде.
6. Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие — нет», «Тонет — не тонет».
Ход НОД
Дети стоят полукругом
- Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. Поздороваться и улыбнуться!
- Сейчас, я предлагаю отгадать вам загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем пойдет у нас с вами разговор.
Я и тучка, и туман,
Я – река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода) Слайд 2
- О чем же мы сегодня будем говорить, ребята? (Сегодня мы будем говорить о воде)
. Я хочу, пригласить вас Научную лабораторию и рассказать о великом чуде – воде. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
- На правах старшей по возрасту я возьму на себя роль заведующей лабораторией. А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Слайд 3
- Чтобы попасть в лабораторию, нужно, ответить на несколько вопросов.
– Скажите, для чего нужна вода человеку? (Человек пьет воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды).
Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения. Слайд 4
– Но вода нужна не только человеку! Кому еще нужна вода? (Вода нужна животным, растениям, насекомым, птицам, рыбам. Без воды живые существа не смогут выжить). Слайды 5, 6
– Вода нужна все, и мы не можем прожить без воды. Слайд 7
– Послушаем стихотворение о воде.
«Стихотворение о воде» Леонид Замятин
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. (Леонид Замятин)
? Физкультминутка Гимнастика «Дождик»
Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап! То же самое.
Мы на небо посмотрели Смотрят вверх.
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица, Вытирают» лицо руками.
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите – Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем Движения плечами.
И все капельки стряхнем
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. Приседают, поморгать глазами.
- Сейчас мы пройдемте в лабораторию, и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
- На столе у меня лежит кубик и мячик. Какой формы эти предметы? (Кубик- это квадрат, мячик - круг)
- А имеет ли форму вода?
- Давайте попробуем, ребята, перелить воду из маленького стакана в большой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой).
- Льётся вода? Почему? (Вода льется, потому что она жидкая).
. Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Значит, что мы можем сказать о форме воды? (вода не имеет формы и принимать форму того сосуда в который мы ее налили.) Слайд 8
- Какой можно сделать вывод из нашего опыта?
- Вывод: вода - это жидкость и может литься, течь и принимать форму того сосуда в который мы ее налили. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ. Слайд 9
Опыт № 2: «Вода прозрачная, бесцветная»
- На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить камень в стакан с водой. Что заметили?
А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?
В стакане с молоком камень не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна, бесцветна Слайд 10
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная Слайд 11 (символ этого свойства).
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам.
Физкультминутка «Виноватая тучка»
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха».
Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Слайд 12
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха. Слайд 13 символ свойства воды
Опыт № 4: «Вода не имеет вкуса»
Давайте проведём с вами следующий опыт. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду Какая она стала на вкус? Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода растворяет вещества и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Слайд 14
Слайд 15
Ребята, вы много интересного узнали о свойствах воды в «Научной лаборатории. Какие выводы мы сделаем о свойствах воды? Слайд 16 схема свойств воды
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
Вода принимает форму того сосуда, в который её налили.
Вода – бесцветная, она прозрачная. Вода не имеет запаха. Вода – не имеет вкуса. Вода не имеет запаха.
- Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде. Опыты наши в лаборатории закончились и я предлагая вам выйти из лаборатории отдохнуть.
Физкультминутка «Мы вдоль речки погуляем»
Мы вдоль речки погуляем,
Побежим и отдохнем. (Шагаем на месте)
Здесь у речки мы вздохнем,
Руки в стороны поставим, (Развели руки в стороны, вперед)
Сядем, встанем, отдохнем. (Присели, встали, потрясли руками)
Чудеса у нас вокруг,
Дети спрятались все вдруг. (Присели, закрыли голову руками)
А потом все дружно встали
И в ладоши хлопать стали. (Хлопаем в ладоши)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте)
Садимся и продолжаем говорить о воде.
- Вода - это самое распространенное вещество на земле. На нашей планете Земля очень много воды. но не вся она пригодна; растениям, животным и человеку нужна вода пресная. А какую воду можно назвать пресной? (Пресная вода - это вода без солей).
Какая вода в морях о океанах? (вода соленая).
Кто может жить, питаться в такой воде? (Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели)
. А людям употреблять такую воду невозможно. Мы живем с вами в большом городе, где много живёт людей и нужно много воды. Откуда к нам в дома поступает вода? (вода поступает в краны из рек)
В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды. Таким образом, мы с вами пьем чистую воду. Слайд 18, 19
Вода проделывает трудный путь, чтобы попасть к нам в дома, поэтому питьевую воду надо беречь.
- Как мы будем беречь питьевую воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Многие из вас отдыхают с родителями на берегу речки, озера, ездят отдыхать на море. А как на природе мы с вами можем защитить водоемы от загрязнения.
- Не бросать мусор в воду и оставлять его на берегу. -
- Не мыть в водоемах машины.
Нельзя вырубать деревья по берегам речек.
- Воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
- Давайте сформулируем правила об охране водоёмов. (читают дети)
1. Не оставляй открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
2. Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
3. Давайте будем вместе природе помогать,
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
4. Ведь, даже в капле малой - есть для цветка глоток
И превратится капля в весёлый ручеек.
5. Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Воду попросту не лей.
Дорожить водой умей! Слайд
Творческая работа.
Воду необходимо беречь. И я предлагая сделать плакат «Охрана водоемов», куда мы поместим запрещающие знаки охраны водоемов.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик веселей ---(Каждым пальчиком правой руки стучим по ладошке левой)
Капай, капай не жалей--(Каждым пальчиком левой руки стучим по ладошке правой)
Только нас не замочи---(Грозим пальчиком)
Зря в окошко не стучи---(стучим кулачками)
Брызни в поле пуще---(пальцы собираем в щепоть, резко раскрываем)
Будет травка гуще ---шевелим растопыренными пальчиками)
Дети по очереди приклеивают запрещающие знаки. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)
Молодцы! Какой замечательный плакат у нас вами получился. Он напоминает нам «Вода –это жизнь. Люди, берегите воду!»
Рефлексия
- Дружно ли мы с вами работали?
- Получилось ли у нас все как мы задумали?
-Как вы думаете, где и как в жизни вы можете применять правила охраны воды?