Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «День родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
День родного языка
Создать условия для:
- взаимодействия друг с другом в подгруппах;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих чувств и мыслей;
Задачи:
- познакомить с понятием «родной язык»;
- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах, пословицах;
- сравнение русского и хакасского языка;
- развивать представления о Дне родного языка;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „День родного языка“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- развивать представления о слове «Азбука», откуда появилось такое название, о старославянской и современной азбуке.
- воспитывать у детей интерес к языкам.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь
- Сегодня мы с вами поговорим о родном языке. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка.
- Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — это родной язык.
- А что можно делать на родном языке? Ответы детей
- Правильно, говорить, писать письма, стихи, петь песни.
II. Основная часть
Беседа
- Послушайте немного об истории праздника.
- С 26 октября по 17 ноября в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка. – Какой родной язык у вас ребята? (русский, хакасский, тувинский).
- Попробуем поздороваться на этих языках (Здравствуйте, Изенер, Амыр-менди)
- Мы сегодня поговорим о нашем русском родном языке, потому то все говорим, учимся, читаем и пишем по-русски.
Работа в подгруппах
- Где мы можем познакомиться с буквами? (Азбука, букварь, настенный алфавит).
- Есть у нас эти источники? Давайте рассмотрим их.
Дети изучают разные азбуки, буквари, настенные алфавиты. рассказывают, чем они схожи и отличаются.
Историческая справка
- Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название?
(Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
- Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)
- Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
- Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
- Как вы думаете, легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
- А как называлась азбука раньше?
1. Слова по кириллице
Правильно, кириллица! Давайте попробуем поработать с кириллицей!
Каждой группе раздаётся по 1 алфавиту кириллицы.
Фото Кириллицы
Я называю буквы, а вы выписывайте их, и составляйте слово, готовы?
Начнём!
Веди; Он; Рцы; Он; Наш. (Ворон)
Како; Он; Твердо. (Кот)
Ук; Добро; Аз; Веди. (Удав)
Рцы; Он; Зело; Аз. (Роза)
Покои; Аз; Рцы; Како. (Парк)
- У всех получилось? А сейчас всё наоборот! Я говорю слова, а вы попробуйте их написать с помощью кириллицы.
Камин; Маяк; Ринг; Автор
- Что у вас получилось?
Правильно! Сейчас давайте попробуем составить слова из одного слова, использовав каждую буквы только 1 раз!
2. Слово «Автостанция»
Пример авто, станция, стан, сон, нос и т. д.
- Какие слова у вас получились? Молодцы, сколько разнообразных слов можно найти в одном слове!
- Со словами придумано очень много различных игр, одна из них это филворд. А что такое филворд?
- Правильно, это чудесная игра слов. Ваша задача найти все спрятанные слова. Вы можете обводить слова или линией обозначать найденное слово.
3. Объясни выражение
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься ….? (ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
III. Заключительная часть
- Молодцы! Сегодня мы с вами поговорили о великом и загадочном – нашем родном русском языке. Сколько тайн и загадок ещё хранится в нем, нам с вами только предстоит узнать.
21 февраля мы отметим день прекрасного праздника – Международного дня родного языка. Прошу любить и уважать свой родной язык, хранить, беречь и ценить его великое достояние.