Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»

Наталья Галанцева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»

Создать условия для:

- взаимодействия со сверстниками в подгруппах;

- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;

- выражения детьми своих чувств и мыслей.

Задачи:

- рассматривать предметы домашнего обихода, определять их пользу и красоту;

- познакомить с русской избой, с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, одежда);

- с русскими народными играми, пословицами, поговорками;

- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Русский быт, Русская изба“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.

Ход деятельности:

I. Вводная часть

Звучит музыка «А в доме горит огонек». Воспитатель входит в группу в народном костюме. Дети встречают воспитателя.

- Я пришла к вам в гости, дорогие,

Ах, все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

- Как вы думаете это пожелание доброе или злое?

- Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.

- Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

II. Основная часть

Презентация «Русская изба»

1. - Я приглашаю вас к себе в гости. (Дети садятся на лавку сбоку воспитателя).

- Живу я в старинной избе. А вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят! (Это дом, построенный из дерева.)

- В избе есть горница. Так раньше называли комнату.

- Проходите ко мне в горницу. Что вы видите? (Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.)

- Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда.

- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки, т. к. стульев еще не было.

- Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сидения за столом. Долгими зимними вечерами люди собирались в большой избе, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, девицы вышивали, шили одежду, плели лапти и корзины, резали миски, ложки из дерева. Такие вечера назывались посиделками. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

2. Хороводная игра

- Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

3. Беседа о печи

- Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.

- Даже загадка есть: «Чего из избы не вытащишь?». (Печь).

- Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

- Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (Готовят на печи. Тепло дает).

- Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

- Почему печь занимала так много места?

- А для чего она нужна?

- Каким цветом была печь?

- О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?

4. Пословицы и поговорки

- Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:

• «Без печи хата – не хата».

• «Когда в печи жарко – тогда и варко».

• «Что есть в печи – все на стол мечи».

• «Не красна изба углами, а красна пирогами»

- Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

5. Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари

Загадка:

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок:

Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.

- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь.

- Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

- Дети, посмотрите, что стоит на столе?

- Это посуда, которой пользовались люди в старину. Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева, из глины)

- Посуда сделана из дерева, из глины. Это Туесок - это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (из Березы. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.)

- В них хранили продукты. Бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки, как вы думаете из какого материала? (из дерева).

- Как их назвать? (деревянные)

- Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. Дети, как можно назвать эту посуду? (дети смотрят, берут в руки посуду, обследуют)

6. - Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

- А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

- Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка

Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь. (Веретено).

7. Особенности одежды

- Посмотрите, какая красивая одежда на мне. Скажите, как она называется? (рубаха, сарафан, кокошник). (рассматриваем одежду)

- Где хозяйки хранили одежду? (В сундуке). (Рассматривают сундук).

- А хотите узнать, что в сундуке лежит?

Воспитатель достает шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено, сарафаны и рубахи.

- Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

- Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Дети рассматривают, обсуждают и примеряют одежду.

8. Половики

Дети, посмотрите какая необычная дорожка.

Вот такие половицы,

Ткали раньше мастерицы,

А станок им помогал,

Тяжелый труд он облегчал.

(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок)

9. Красный угол

- В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.

- Отгадайте загадку:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)

Говорили так:

Сверху пар, снизу пар -

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

10. Игра «Гори, гори ясно»

- Ребята, хотите поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки вниз)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

III. Заключительная часть

- Понравилось вам у меня в гостях?

- Как называется дом, в котором я живу? (изба)

- Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)

- Что было самым главным в избе? (печь)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница»Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница» Цель: формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воздухе» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Что мы знаем о воздухе?"(старший дошкольный возраст) Цель: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»
Опубликовано: 14 января 2024 в 15:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД