Ольга Буданина
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Мир бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида»
[b
]Познавательно-исследовательский проект
для детей подготовительной группы
«Мир бумаги»
[/b]
Воспитатели: Кондратьева Е. А.
Буданина О. Ю.
Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Мир бумаги»
[/b]То, что я услышал, я забыл.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы „Мир бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
К. А. Тимирязев
Актуальность: современные дети быстро адаптируется в окружающей их действительности, предстающей в своем удивительном многообразии: природа, человек, техника и т. д. Но без контроля взрослого человека познание всей глубины и разнообразия окружающего мира, невозможно сформировать не потребительское, а созидательное отношение. Бумага – предмет знаком дошкольникам, каждый день они с ним сталкиваются. Это доступный и универсальный материал, который так доступен детям. Они работают с ним, не задумываясь о свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Цель проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, развивать интерес, любознательность, активность.
Задачи: • Развивать исследовательские навыки детей: умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.
•Дать представление о значении бумаги в жизни человека, о ее истории происхождения, разнообразии, и свойствах.
•Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
•Развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность;
•Активизировать личностную позицию ребенка
•Способствовать активному участию каждого ребенка в решении проблемных ситуаций.
•Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
•Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;
•Формировать чувство уважения к истории и труду людей в освоении предметов окружения.
•Расширять словарный запас детей (слова «древесина», «целлюлоза», «глянцевая бумага» и др.)
•Следить за лексической, грамматической и произносительной сторонами речи.
•Развивать у детей наблюдательность и внимание к «опасным» свойствам
бумаги.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский, краткосрочный. Сроки реализации проекта: одна неделя.
Участники проекта:
• Дети подготовительной группы
• Воспитатели
Родители
Методы и приёмы: - игровые
- наглядные
-практические
Этапы проекта:1этап: Подготовительный.
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап: Основной.
Реализация проекта.
3 этап: Заключительный:
Оформление фотоотчета.
Содержание:1. На чем писали, когда не было бумаги?
2. История возникновения бумаги.
3. Современная технология изготовления бумаги.
4. Вторая жизнь бумаги.
5. Применение бумаги.
6. Изучение свойств бумаги.
1. На чем писали, когда не было бумаги?
Древние люди рисовали на стенках пещер. Мы тоже попробовал нарисовать на камне красками. Получилось красиво. Но ведь в школе не будешь писать на камнях, они тяжелые и неудобные.
Некоторые народы писали тростниковой палочкой на глиняных табличках (шумеры). Египтяне писали на папирусе, изготовленного из листьев водно-болотного растения - «Папирус».
Потом люди писали на бересте – это кора березы. Буквы царапали инструментами, сделанными из костей животных. Мы тоже попробовали нацарапать буквы на бересте. Писать на ней лучше, чем на камне, но тоже неудобно.
Тогда люди придумали листы из кожи животных и назвали их пергаментом. Это очень прочный материал. Он лучше папируса, так как на нем можно было писать с обеих сторон. Из него делали книги, а обложки книги – из меди. Такая книга напоминала сундук. Но на пергаменте писать тоже не очень удобно. Кожа дорогая и намного тяжелее бумаги.
В продолжение тысячелетий люди пытались использовать для письма и изготовления книг самые разнообразные материалы: камень, глину, дерево, кожу животных, ткань, металл и др. Однако одни из них были тяжелыми и громоздкими, другие - хрупкими и непрочными, третьи - неудобными в пользовании или очень дорогими.
Вывод: Используемые в древности материалы для письма были неудобными.
2. История возникновения бумаги.
До сих пор точно неизвестно, когда появилась бумага. По одной из легенд, она была изобретена в Китае. Способ ее изготовления китайцы долго держали в секрете. Сырьем для нее послужила древесная кора, пенька и тряпье. Древнейшая ручная технология изготовления бумажного листа заключалась в следующем: исходное сырье сортировали, мыли, размалывали и варили с добавлением клея и воды для получения однородной волокнистой массы. Затем начинался процесс "черпанья", то есть собственно формирования и изготовления бумажного листа: сварившуюся массу вычерпывали специальной формой и опрокидывали на гладкую, хорошо отполированную поверхность. Получившийся бумажный лист прессовали, сушили и разглаживали.
Вывод: человечество остановилось на бумаге, которая оказалась самым универсальным, простым, дешевым и технологически доступным носителем письменной и книжной информации, бумага является самым удобным материалом для письма.
3. Современная технология изготовления бумаги.
Из чего состоит бумага?
Мы провели опыт. Разорвали картон и газету. Внимательно рассмотрели край картона и газеты под лупой. Край оказался мохнатым и ворсистым. Это потому, что бумага состоит из волокон, которые сильно прижаты друг к другу в беспорядке. Эти волокна состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.
Бумага - многокомпонентный материал, состоящий преимущественно из волокон растительного происхождения, тесно переплетенных между собой, а также минеральных наполнителей и клеящих веществ. Она различается по композиционному составу, массе, толщине, механическим свойствам, цвету, белизне, степени гладкости.
Сейчас бумагу очень быстро делают машины на бумажной фабрике. Туда привозят из леса бревна. Обычно это сосны и елки. С них сдирают кору, измельчают на мелкие щепки. Затем щепки варят. Эта древесная каша попадает в бумагоделательную машину, у которой много валиков. Одни валики отжимают воду, другие – высушивают, третьи полируют. Так древесная каша превращается в бумагу.
Вывод: Современные технологии изготовления бумаги позволяют изготавливать её различной фактуры и качества.
4. Вторая жизнь бумаги.
Мы задумались: чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Не может ли так случиться, что все деревья в лесу срубят? Чтобы такого не случилось, бумагу надо беречь.
Ученые придумали способы, как использовать выброшенную бумагу снова:
1. Использованную бумагу снова прессуют и делают новую бумагу.
Но волокна бумаги не вечны, так как они истончаются и рвутся. Мы снова провели опыт. Взяли два листа бумаги. Один сильно измяли и снова расправили. Затем порвали и измятый, и гладкий лист бумаги. Измятый лист бумаги порвался легче, потому что волокна бумаги стали тонкими и порвались.
2. Когда из бумаги нельзя снова сделать бумагу, из нее изготавливают компост – это удобрение для растений. Его добавляют в землю.
3. И, наконец, бумагу сжигают. При ее сжигании вырабатывается энергия, которая дает нам тепло.
5. Применение бумаги.
Мы пользуемся бумагой постоянно, и иногда даже не задумываемся над тем, из чего сделаны те или иные вещи.
В детском саду мы читаем книги, рисуем в альбомах, пишем в тетрадях, а ведь они сделаны из бумаги.
Применение:
- для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради);
- отделочные материалы (обои);
- производство денег;
- бумага, используемая в быту;
- промышленное использование бумаги (упаковка, туалетная).
В заключении хотелось бы сказать, что представить себе нашу жизнь без бумаги очень трудно, поэтому мы должны бережно относиться как к самой бумаге, так и к основному источнику бумаги - деревьям.
Вывод: Современные виды и фактура бумаги позволяют широко использовать её
в нашей жизни.
6. Изучение свойств бумаги.
Чтобы лучше изучить бумагу, мы провели несколько опытов.
Взяли салфетку и картон. Затем проделали с ними такие опыты:
Опыт 1. Сложили бумагу. Легче всего сложить салфетку, она тонкая. Тяжелее сложить картон. Он толстый и плотный.
Опыт 2. Разорвали бумагу. Больше усилий мы прилагали, когда разрывали картон, а салфетку рвали очень легко.
Опыт 3. Опустили бумагу в воду. Быстрее намокла салфетка. Картон намокал дольше. Любая бумага намокает.
Опыт 4. Подбросили бумагу вверх. Быстро упал картон и медленно - салфетка, потому что она легкая.
Опыт 5. Подули на бумагу. Дальше и быстрее улетела салфетка, медленнее - картон, потому что он тяжелый.
Опыт 6. Для проведения этого опыта мы взяли два цилиндра, лист бумаги и игрушки:
- поставили два цилиндра на расстоянии друг от друга;
- положили сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик";
- поставили на лист игрушку, бумага прогнулась, игрушка упала;
- сложили лист бумаги «гармошкой»;
- положили "гармошку" на банки и снова поставил на неё игрушку. Она не упала. Мостик стал прочнее.
Таким образом, из опытов мы узнали, что
1. Писать легче и удобнее на бумаге, чем на камне, бересте, пергаменте.
2. Бумага состоит из волокон, крепко прижатых друг к другу в беспорядке.
3. Волокна бумаги могут истончаться и рваться.
4. Бумага может быть разной и обладать разными свойствами. Тонкую бумагу легче сложить, смять и разорвать, чем толстую.
5. Любая бумага боится воды.
6. Бумага может стать прочнее, если ее сложить «гармошкой».
Из бесед и чтения книг с воспитателями мы узнали, что:
1. Камень, глиняные таблички, папирус, береста, пергамент – это те материалы, на которых писали и рисовали люди до того, как была изобретена бумага.
2. Бумага была изобретена в Китае, ее изготавливали из тутового дерева.
3. Волокна бумаги состоят из целлюлозы - вещества, которое содержится во всех растениях, особенно его, много в деревьях.
4. Сейчас бумагу делают машины на фабриках. Технология изготовления сложная.
5. Существуют способы использования выброшенной бумаги: повторное изготовление из нее бумаги; изготовление компоста, использование энергии при сжигании бумаги.
В процессе нашей исследовательской деятельности мы убедились, что:
- Имеющиеся свойства бумаги позволяют её широко использовать в жизни человека со времени её изобретения;
- Бумага действительно играет очень важную роль в жизни человека благодаря особенностям своей структуры;
- Бумага широко используется людьми всех профессий во всех видах деятельности
Заключение
1. Исследовательская работа детей была направлена на повышение интереса детей к многообразию предметного окружающего мира, на формирование у детей 5 – 6 лет социально – значимого отношения к предметам рукотворного мира, представлений о бумаге как о важном материале в жизни человека.
2. Исследовательская работа позволила расширить представления детей о свойствах бумаги; расширила знания детей об истории возникновения и способах применения бумаги; развила навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформировала чувство сопричастности к окружающему рукотворному миру.
3. При завершении работы дети получали новые представления о бумаге как о материале, широко используемым человеком при преобразовании окружающего мира. Реализация проекта способствовала развитию любознательности детей, повысила их интерес к истории предметов. Полученные знания окажут в дальнейшем большое влияние на формирование у детей навыков бережного отношения к окружающему миру, а процесс совместной работы закрепил правила социального общения.
4. В процессе исследовательской работы дети усвоили разные способы получения информации, смогли проявить свои способности и умения в индивидуальной и совместной работе, работе с книжными материалами и материалами Интернета, смогли практически выявить свойства изучаемого материала.
Работа с родителями: - анкетирование родителей на тему: Что я знаю о бумаге»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстрированного материала;
- акция «Мастерим вместе с ребенком»;
- привлечение родителей к созданию познавательно – развивающей среды в
группе.