МААМ-картинки

Познавательно исследовательский проект для средней группы «Играя в профессии — я выбираю свое будущее»

Оксана Петрова
Познавательно исследовательский проект для средней группы «Играя в профессии — я выбираю свое будущее»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида №30

муниципального образования

Усть – Лабинский район

Познавательно – исследовательский проект

для средней группы

«Играя в профессии - я выбираю свое будущее»

Автор разработки воспитатель МБДОУ№30

Петрова Оксана Владимировна

Пояснительная записка

Публикация «Познавательно исследовательский проект для средней группы „Играя в профессии — я выбираю свое будущее“» размещена в разделах

В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Современная действительность нам диктует новые требования. Среди которых трудовое воспитание детей стоит на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Теоретические основы трудового воспитания в отечественной педагогике были заложены такими исследователями, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др. труд – это общественно полезная деятельность, это область реализации личности. Но дошкольник еще слишком мал, что производить общественно полезный продукт. И труд в данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. В свете введения ФГОС ДО, возник вопрос, о ранней профориентации детей, а дошкольный возраст являеться наиболее благоприятным.

Актуальность

Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для ребенка дошкольного возраста - главный источник для получения представлений о мире, его взаимосвязях. Важнейший вид деятельности - это экспериментирование. А ведущая деятельность у дошкольников – игровая. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения. В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ, выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.

Чем больше ребенок получит информации, чем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.

Данный проект «Играя в профессии - я выбираю свое будущее» рассчитан на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых.

Концепции данного проекта :

1. Ранняя профориентация.

2. Игровая экспериментальная деятельность – как отражение мировой действительности.

Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности и играх. (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Игра — это отражение жизни. Поэтому в данном проекте обе концепции взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Именно поэтому актуальна разработка проекта «Я выбираю сам свое будущее».

Класс: интегративный, долгосрочный

Тип: Ролево-игровой, информационно-исследовательский.

Участники проекта : Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп МБДОУ№30. Родители (законные представители, воспитатели, музыкальный руководитель, работники библиотеки, школы, магазина. (через интернет ресурсы).

Формы реализации: Досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные экскурсии и встречи с представителями профессий.

1.2. Педагогическая целесообразность и новизна проекта

ДОУ является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:

Социальная компетенция Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Коммуникативная компетенция Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.

Информационная компетенция Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов.

Компетентность здоровьесбереже-ния Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция Формируется в самостоятельной, познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Эмоциональная компетенция Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

1.3. Цель и задачи проекта

Цель проекта : Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в сельском поселении (районе, регионе, через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.

Задачи проекта :

1. Организовать в образовательном пространстве МБДОУ№30, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно - игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;

2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;

3. Популяризировать:

- рабочие специальности,

- повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда,

- профессионализма в любой сфере труда;

4. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;

5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых на уровне дошкольного образования.

Обучающие задачи:

- Познакомить детей с несколькими видами профессий. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

- Формировать представление о том, что такое профессия, как возникли профессии, вызвать интерес к разным профессиям.

- Создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых.

-Формировать у детей дошкольного возраста обобщенные представления о структуре трудового процесса.

Развивающие задачи:

Развивать коммуникативные способности. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

Практический результат.

У воспитанников дошкольного учреждения будет:

- Развито эмоционально – положительное отношение, интерес к профессиям взрослых;

- Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- Воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- Вызвано желание научиться выполнять различные трудовые действия.

Универсальность заявленных проблем предоставляет возможность использовать настоящий проект в педагогической практике.

Педагогическими работниками будут востребованы продукты реализации проекта (методические разработки, методические пособия).

Содержание проекта, разработанные методические материалы могут быть успешно использованы педагогами других дошкольных учреждениях.

Этапы реализации проекта

I этап - информационно-аналитический, организационный

Срок реализации: март – май 2021 г.

На данном этапе будут осуществляться :

- анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;

- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

- организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.

II этап – внедренческий

Срок реализации: июнь 2021г. – июнь 2022 г.

На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды :

1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.

2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;

2. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;

3. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;

Перспективный план

по ранней профориентации детей

средней группы

«Играя в профессии - я выбираю свое будущее

на летне – оздоровительный период

июнь – август 2021г.

Июнь. Подпроект. Профессия «Швея- модельер»

Беседа «Профессия - швея»

Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых: швея (портниха, портной). Дать представление об их профессиональных и личностных качествах. Расширять представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.

С/р игра «Мы модельеры»

Цель: систематизировать знания детей о профессиях швея и модельер.

Чтение Н. Самоний «Хвастливый сарафанчик», «Швея», «Наша Танечка швея».

Продуктивно - творческая деятельность. Аппликация «Нарядное платье для мамы»

Видеоотчет

https://infourok.ru/user/petrova-oksana-vladimirovna3/page/fotootchet-k-letnemu-proektu-v-mladshe-srednej-gruppe-igraya-v-prfessii-ya-vybirayu-svoe-budushee

Июль. Подпроект «Профессия –пожарный»

Беседа «Профессия пожарный»

Цель: знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость,

Игра эстафета «Потуши пожар»

Продуктивно - творческая деятельность. Рисование «Пожарная безопасность глазами детей».

Чтение С. Я. Маршак «Кошкин дом», Е. Новочихин «Спички», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

Экспериментально – игровая деятельность

«Водная феерия (веселая брызгалка)» – игра с пластиковыми бутылками, в крышках которых сделаны отверстия.

Цель игры: знакомство с профессией пожарный теоретически и на практике.

Видеоотчет

https://infourok.ru/user/petrova-oksana-vladimirovna3/page/fotootchet-k-letnemu-proektu-v-mladshe-srednej-gruppe-igraya-v-prfessii-ya-vybirayu-svoe-budushe

Август. Подпроект «Профессия повар -кулинар»

Беседа «Сладкая профессия (кондитер)»

Цель: познакомить детей с профессией кондитера, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать уважение к труду взрослых; развивать представление о различных видах кондитерских изделиях, местом их производства и реализации; познакомить с процессом приготовления изделий, привлечь детей к выпечке печенья.

С/р игра «Кафе- кондитерская»

Продуктивно - творческая деятельность. Лепка «Я пеку, пеку, пеку»

Экспериментально – игровая деятельность

«Кондитерская мастерская» экспериментальная площадка.

Комплект игры: контейнер с шишками, желудями; контейнер с игрушками от киндеров.

Цель игры: знакомство с профессией кулинар.

Ход игры: «кондитерская мастерская» -песочница, дети с помощью песочных наборов и бросового материала (шишки, желуди, цветочки) создают свои шедевры кулинарии. Игра решает задачи по развитию детского творчества, мелкой моторики рук, фантазии.

Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», стихотворения «Белый фартук и колпак»

Видеоотчет «Вкусный превкусный»

https://infourok.ru/user/petrova-oksana-vladimirovna3/page/fotootchet-k-letnemu-proektu-v-mladshe-srednej-gruppe-igraya-v-prfessii-ya-vybirayu-svoe-budushee

III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)

Срок реализации: август 2021 г.

1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;

2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группеКраткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Цветы» в средней группе Проект «Цветы» (средняя группа) Воспитатели: Павлова Виктория.

Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе Познавательно - исследовательский проект «Я познаю мир» в средней группе. Цель проекта: Создавать навыки познавательно – исследовательской.

Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Подборка книг, загадок, стихов, раскрасок. Беседы с родителями о необходимости участия.

Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Цель: познакомиться с профессиями своей семьи Задачи проекта: узнать у мамы и папы кем они работают; провести экскурсию на место работы.

Видео и познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей»Видео и познавательно-исследовательский проект «Профессии моих родителей» Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап: Подборка книг, загадок, стихов, раскрасок. Беседы с родителями о необходимости участия.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Что такое снег» Цель: развитие познавательной и творческой активности детей в.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Наш огород на окошке» Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный,.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» Мы посадим огород! Смотреть мы будем, как растет На нем лучок, укроп, петрушка! Мы будем за росточками Дружно наблюдать, Будем мы ухаживать,.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей»Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей» Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Трудолюбивый муравей» Воспитатель: Кусярбаева Нургуль Фатиховна. Актуальность.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно исследовательский проект для средней группы «Играя в профессии — я выбираю свое будущее»
Опубликовано: 19 октября 2021 в 19:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно исследовательский проект для средней группы «Играя в профессии — я выбираю свое будущее»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Петрова (УИ 1226668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД