Марина Веденская
Познавательно-исследовательский проект «Где прячутся листочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект " Где прячутся листочки"
Наблюдение за веточками тополя.
Подготовила: воспитатель Веденская М. А.
МБДОУ №35 «Сказка» г. Южно-Сахалинск
Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Где прячутся листочки“» размещена в разделах
И. В. Гете.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного. Для решения этой задачи используется много приемов и методов, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
В ходе работы с детьми выяснилось, что в силу своего возраста они не имеют системы знаний о том, что нужно для роста растений, хотя и в группе и у каждого дома имеются растения.
Так возникла идея решения этой проблемы через проект. Работа с детьми строилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.
В проекте участвовали как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети использовали знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствовало всестороннему развитию самого ребенка, формировались навыки сотрудничества.
Название проекта:
«Где прячутся листочки».
Руководитель проекта: Веденская Марина Анатольевна
Тип проекта:
познавательно – исследовательский.
По времени проведения:
краткосрочный -1 месяц
Участники проекта – педагоги, дети, родители.
Цель проекта:
Сформировать основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формировать первоначальные экологические представления у детей средней группы посредством наблюдения за веткой тополя.
Задачи проекта:
• Вызвать у детей интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
• Вызвать желание наблюдать за изменениями в развитии ветки тополя, фиксировать различия и связывать их с разными условиями, в которых находится объект.
• Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, свет, тепло).
• Развивать наблюдательность, способность экспериментировать, делать умозаключения.
• Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных произведений.
• воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
• Получить положительные эмоции от полученных результатов.
• способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком дома.
• Развивать сотрудничество семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
• После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).
• предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить;
• обогащение словаря;
• развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности;
• Расширение кругозора детей о растительном мире;
• Дети смогут составлять из схем последовательность появления листочков.
Предполагаемый продукт проекта.
• Укоренившийся саженец тополя, его пересадка весной на участок
• Составление дневника наблюдений за изменениями объекта.
Интеграция образовательных областей.
Коммуникация
-Беседы
-Свободное общение
Познание
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
Исследовательская деятельность
-определить, что вода в луже холодная
-на ветках - плотные комочки;
- дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение стихотворений;
-загадывание загадок;
- рассматривание картин, открыток, иллюстраций
Социально-личностное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность;
- взаимодействие с семьей.
Физическое развитие
-физкультминутки
Перспективное планирование:
1. рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, фотографий на которых изображены деревья и листья в разное время года.
2. утренние беседы;
3. чтение художественной литературы о деревьях;
4. наблюдения за деревьями, целевые прогулки и экскурсии по территории детского сада;
5. дидактические игры, физминутки;
6. в группу внести несколько веточек тополя. Поставить в вазу с водой, несколько веток поставить без воды.
7. определение, в каких условиях появляются листья из почек.
8. сравнение темпов появления листьев на разных условиях.
9. обучение трудовым навыкам, навыкам ухода за растениями.
10. использование схем;
11. наблюдение в домашних условиях за появлением листьев из почек и зарисовать совместно с ребенком для конкурса рисунков. Рассказы детей.
12. вывод
Этапы проекта
1 этап.
Предварительная работа.
* Утренние беседы, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
* Чтение художественной литературы о деревьях. Л. Н. Толстой. «Старый тополь».
Стихи о тополе:
Е. Николаева
Давид Самойлов
Аполлон Григорьев
Загадка про тополь.
2 этап.
Постановка цели и введение в проблемную ситуацию
.
Во время экскурсии по территории детского сада возник вопрос, что происходит с листьями зимой?
-Почему они опадают и появляются весной?
-Как происходит процесс распускания листьев?
Ход наблюдения:
На прогулке воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна зовут меня. (весна).
-О каком времени года говорится в загадке?
- Перечислите признаки весны.
Воспитатель обращает внимание на то, как изменился участок.
Дети наблюдают за разными деревьями и кустарниками, обращают внимание на состояние почек.
- Ребята, назовите части деревьев и кустарников.
-Что это за дерево, куст? Что произошло с почками?
-Они маленькие или большие?
-Давайте понюхаем почки. Как они пахнут?
-Давайте осторожно потрогаем почки. Какие они?
Воспитатель задает детям загадку: «На ветках – плотные комочки, в них дремлют липкие листочки»
-Да, это почки.
-Во что скоро оденется лес?
-Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше.
-Мы возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт. (веточки срезать в отсутствии детей)
Вывод.
Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы - совсем маленькие.
Исследование.
Воспитатель предлагает детям потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.
3 этап.
Проведение исследования в группе и дома.
1. Воспитатель вносит в группу веточки тополя и ставит в вазу.
Поясняет детям:
-Я принесла ветки с улицы. Посмотрите внимательно (дети рассматривают). На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице. Я налью в одну вазу воды, а в другую вазу веточки поставим без воды. Посмотрим, что будет дальше.
Целью данного опыта являются:
1. Обнаружить изменения в состоянии веток - почки на веточке спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
Каждый день дети наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появятся первые листочки.
2. Через неделю дети заметили, что на веточках, которые стояли в вазе с водой развернулись почки. А почки на веточках без воды начали засыхать.
3. Через 2 недели: у тополя появились зеленые листочки и начали появляться корни. Объяснить, что за веточками нужно ухаживать, менять воду.
Во второй вазе почки на веточках засохли и начали крошиться.
4. Работа с родителями.
Родителям было предложено так же поставить в воду дома веточки тополя и вместе наблюдать. Дети с удовольствием рассказывали о том, что у них дома тоже стоят веточки в воде. Каждый день с радостью сообщали, что нового они заметили, а сколько восторга было, когда появлялись листочки. Родители подготовили фотоотчёт.
5. С детьми делали зарисовки-схемы пробуждения почек.
4 этап.
Вывод по исследовательской деятельности
.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстрее?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода.
-Правильно, в группе много тепла и света, вода в вазе согрелась, а в земле холодная, мы создали условия для роста и развития наших веточек (взаимосвязь живой и неживой природы, поэтому почки распустились и появились первые нежные клейкие зеленые листочки, которые создают особенную красоту в группе.
Наш тополь проснулся, наполнился соком.
Вчера еще спал он в сугробе глубоком,
Сегодня - смотрите, он снова живет!
Опять - День Рожденья! Опять - Новый Год!
И лопнули клейкие домики почек,
Толкает их крепкий упрямый листочек,
Согретый лучами весеннего дня:
- Пустите, пустите, пустите меня! Р. Алдонина
Объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому.
Дети с гордостью показывали фотографии, ведь они вместе с мамой и папой так же наблюдали за веточками, родителям было тоже интересно.
2. Рисование «Ветки с листочками» - совместная работа с семьей.
3. Состоялся конкурс рисунков.
Пожелание вам:
«Любите, почитайте, берегите природу, вечный источник нашей жизни и нашего творчества!»
М. Ф. Рыльский
Литература:
1. Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.
2. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М. : «Мозаика-Синтез», 2002.-112с.
2. Татьяна Шальнова конспект «Из каждой почки-зелёные листочки»