Ольга Педченко
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели: Педченко О. А., Кожемякина Н. А.
Актуальность
Проект разработан в силу особой актуальности, проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Современное содержание воспитательно -образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблемная ситуация:
Однажды наблюдая за сильным дождем, дети заметили, что вода собирается в лужи и им стало интересно, что происходит потом с водой в лужах? Для чего вообще нужна вода, много ли её на земле и что с ней происходит в природе?
Тип проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский.
Сроки реализации:
Долгосрочный (один год)
Участники проекта:
Дети пятого года жизни, воспитатели, родители.
Цель:
Дать детям первоначальные представления о воде и водоемах нашей планеты (о ручье, озере, реке, море).
Задачи:
Расширять представления детей о самом важном компоненте природы – воде, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
Познакомить детей с водоёмами: ручей (родник, озеро, река, море их характерными особенностями.
Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе (круговорот воды в природе, и т. п.)
Дать детям знания о составе воды (кислород, о понятии «пресная» и «соленая вода»
Формировать представления о растительном мире и обитателях водоёмов.
Развивать слуховое внимание и память, восприятие, наблюдательность, сообразительность, познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предполагаемый результат:
У детей будут сформированы знания о:
- значение воды в жизни нашей планеты и человечества.
- некоторых водоёмах: ручье, озере, реке, море их особенностях.
- взаимосвязи и взаимозависимости в жизни и в природе.
- составе воды и о её понятиях «пресная», «солёная»
- о том, как беречь воду.
Этапы реализации проекта
I этап
Подготовительный
Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
II Этап
Разработка проекта
Составить план реализации проекта.
Подобрать иллюстрированный материал по данной теме.
Организовать предметно-развивающую среду по теме проекта.
Разработать дидактические игры и обучающие пособия.
Разработать консультации для родителей.
III Этап
Реализация проекта
Сентябрь:
Наблюдение за дождем.
- Предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают.
Наблюдение за лужами.
- Обратить внимание как появляются лужи (прошел дождь, часть воды впиталась в землю, а часть воды осталась на поверхности земли, объяснить, почему так происходит). Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, любознательность.
Наблюдение за ручьём.
- Предложить детям определить, в каком направлении текут собравшиеся ручейки после дождя (всегда сверху вниз). Развивать наблюдательность, интерес к природе.
Экспериментирование на прогулке «Где вода?»
- Определить, как впитывает воду песок и глина. Развивать познавательно-исследовательские способности детей. Воспитывать интерес к природе.
Беседа «Откуда появился ручеёк?»
- Познакомить с понятием «ручей», «родник». Уточнить с детьми как появляются ручьи. Развивать диалогическую форму речи. Воспитывать познавательный интерес к природе. 3 неделя.
П/и «Солнышко и дождик»
- Учить детей действовать по сигналу воспитателя. Развивать слуховое внимание, двигательную активность детей.
Стихотворение И А. Бунина «Родник»
- Продолжать формировать интерес к поэзии. Развивать слуховое внимание и память, художественно-эстетическое восприятие.
Чтение сказки «Дождик» Т. Крюковой
- Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик.
Рисование «Дождик и лужи»
- Продолжать учить детей располагать изображение, используя все пространство листа бумаги, передавать свои впечатления в рисунке. Развивать долговременную память, творческие способности, художественно-эстетическое восприятие.
Октябрь:
Экспериментирование «Свойства воды»
– Выявить с детьми свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, может быть теплой, холодной, горячей и т. п. Развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес.
Беседа «Вода в жизни людей»
- Уточнить с детьми роль воды в жизни человека. Развивать диалогическую речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.
Беседа «Как вода попала в кран?»
- Выяснить с детьми, откуда берётся вода. Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. Развивать внимание и восприятие, мышление. Воспитывать познавательный интерес
М/п. игра «Через ручеек»
- Упражнять детей в прыжках на двух ногах. Развивать ловкость, двигательные умения и навыки.
Чтение «Утренняя песенка»
- Приучать детей внимательно слушать литературные произведения. Развивать снимание и память, интонационную выразительность речи.
Сказка Т. Поповой «О том, как рождается родник, ручей и река»
- Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, понимать содержание произведения, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать художественно-эстетическое восприятие.
Рисование «Ручейки»
- Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук, интерес к рисованию.
Музыкальный этюд «Капельки».
-Развивать музыкально-ритмические движения, пластичность.
Ноябрь:
НОД по ФЦКМ «Путешествие капельки»
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать слуховое внимание и память, зрительное восприятие, диалогическую форму речи. Воспитывать любознательность.
Д/и «Вода – наша помощница»
- Закреплять знания детей о явлениях неживой природы – воде и её значении в жизни людей, растений, животных.
Беседа «Об озерах и реках»
- Закреплять знания детей о ручье (откуда появился, куда течет). Познакомить детей понятием «река», «озеро», его характерными особенностями, откуда появляются реки и озера. Объяснить понятие «пресная» вода.
Беседа «Обитатели рек и озер»
- Закреплять элементарные представления детей о реках, озерах, их обитателей. Развивать зрительное внимание и восприятие. Воспитывать интерес к природе.
П/и «Ручеёк и озеро»
- Познакомить детей с новой подвижной игрой, объяснить правила игры. Продолжать учить детей по команде быстро перестраиваться «в колонну» и «в круг». Развивать слуховое внимание, быстроту реакции, двигательную активность детей.
Труд в уголке природы: Покормить рыбок
- Формировать представления о необходимости ухаживать за рыбками. Вызвать чувство ответственности за «братьев меньших».
Декабрь:
Экспериментирование: «Где быстрее?»
- Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лёд-вода, вода-лед). Развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление, познавательно- исследовательскую деятельность ребенка.
Д/и «Кто, где живет?»
- Закреплять знания детей об обитателях рек и озер. 2 неделя
Беседа «О строении рыбы»
- Продолжать знакомить детей с особенностями строения рыб. Дать представления, о том, что есть разные рыбы (одни живут в реке, озере, море, в аквариуме). Объяснить детям, что аквариумные рыбки нуждаются в уходе, рассказать, как надо за ними ухаживать. Воспитывать желание заботиться о рыбках.
Беседа «Рыбная ловля»
- Учить детей бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоёмах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставит потомство.
Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка»
- Предлагать детям обыграть различные ситуации, учить детей объединяться в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели рек, озёр"
- Продолжать учить детей составлять из частей целое изображение
Ручной труд «Рыбки в реке» (коллективная работа)
- Продолжать учить детей складывать оригами. Развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику рук.
Январь:
Рассматривание глобуса
– Познакомить детей с макетом Земли. Обратить внимание на то, каким цветом выделена вода на земном шаре, её количество. Развивать зрительное внимание и память, познавательный интерес.
Беседа «Куда бежит река?»
- Дать детям элементарные представления о море. Объяснить, что все реки текут в моря, морей на нашей Земле очень много. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Творческая игра «Путешествие по морю»
- Продолжать учить детей принимать воображаемую ситуацию, участвовать в ней. Развивать творческое воображение.
Настольная игра «Лото»
- Закреплять представления детей об обитателях озер и рек. Развивать зрительное внимание и восприятие.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Продолжать формировать интерес к сказкам русских писателей, понимать содержание сказки, сопереживать героям. Развивать слуховое внимание и память, художественно-эстетическое восприятие
Февраль:
Д/и «Кто живет в море?»
- Закреплять представления детей об обитателях морей. Развивать зрительное внимание, мышление.
Беседа «Обитатели морей»
- Познакомить детей с обитателями морей. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие, любознательность.
Сюжетно-ролевая игра «Рыбалка»
- Учить детей создавать различные игровые ситуации, выбирать удобное место для игры, разворачивать сюжет на основе новых знаний и опыта. Продолжать работу над ролевым диалогом, развивать творческое воображение.
Чтение отрывка из сказки «О царе Салтане…» А. С. Пушкина, «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
- Приучать детей внимательно слушать сказки, понимать содержание сказки, сопереживать героям. Развивать художественно-эстетическое восприятие.
Рисование. «Корабль»
- Развивать творческие способности фантазию, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Март:
Экспериментирование «Растворится – не растворится»
- Выявить с детьми, какие вещества растворяются в воде (сахар, соль, камешки, гречка, речной песок). Развивать зрительное внимание, познавательно- исследовательскую деятельность ребенка.
Составление описательного рассказа об обитателях морей
– Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по схемам. Развивать связную форму речи. Воспитывать интерес к живой природе.
Творческая игра «Моряки отправляются в плавание»
- Учить детей брать на себя разные роли (матрос, капитан, боцман, кок, юнга, и др., использовать в игре свои знания о море и моряках. Развивать творческое воображение, умение принимать воображаемую ситуацию.
Загадки о животном и растительном мире водоемов.
- Развивать быстроту реакции, умение внимательно слушать загадку, выделять главные признаки.
Рисование морских обитателей
– Развивать творческие способности и воображение, художественно-эстетическое восприятие, умение передавать полученные впечатления в рисунке.
Апрель:
Д/и «Кто где живёт?»
- Закреплять знания детей об обитателях озер, рек, морей. Развивать слуховое внимание, память, мышление, быстроту реакции.
Рассматривание иллюстраций «Реки, озера, моря и их обитатели»
- Закреплять представления детей о реках, озерах, морях и их обитателей.
Настольная игра. Разрезные картинки «Обитатели рек, озер, морей» -
Продолжать учить детей составлять из частей целое изображение
Рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», Не бросай в воду стекло» и т. д.
- Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.
IV Этап:
Защита и презентация проекта.
Работа с родителями:
• Консультация «Роль проектной деятельности в воспитании ребенка»
• Консультация «Значение воды в жизни человека и всего живого»
• Изготовление различных макетов по теме проекта, поделок.
• Изготовление плаката «Берегите водоемы», схемы «Круговорот воды в природе», «Кому нужна вода».
• Презентация проекта.
Список литературы:
1. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн. : «Асар» - 1996. – 128 с. : ил.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. – (Вместе с детьми).
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.
4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М. ; Просвещение, 2006г.