Получи документы

Познавательно-исследовательский проект «Муравьи и их царство»

Ирина Хурсулова
Познавательно-исследовательский проект «Муравьи и их царство»

Познавательно - исследовательский проект

Тема: «Муравьи и их царство»

Актуальность проекта

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я. И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Муравьи и их царство“» размещена в разделах

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования.

Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.

Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять.

Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цели и задачи выполненной работы

Цель: формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи:

• Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, способах передвижения.

• Воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым.

• Развивать эмоциональную отзывчивость.

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

Формы, методы работы, результаты

Работа с родителями по проекту

Консультация «Как привить любовь к природе»

Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр.

Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.

Продукты проекта:

• Муравей (лепка)

• Муравейник (рисование)

Портфолио проекта

• Экологический альбом «Путешествие в мир муравьев»

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

• Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям

• Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

• Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде

• Создание условий для проявления воображения

Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.

Для родителей:

Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил»

Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей

Этапы проекта

I этап -Подготовительный

• Диагностика экологических знаний о насекомых-муравьях.

• Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.

• Подбор дидактических игр (лото, пазлы, игрушек и атрибутов для игровой деятельности.

• Составление плана основного этапа.

II этап -Основной (реализация проекта)

1. Познавательные беседы по теме

Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.

2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников

4. НОД «Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой», «Муравейник», «Муравей» (лепка).

Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.

6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь,

артистические способности.

7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

8. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Муравей и дождик».

III результативный этап

Изготовление экологического альбома

Выставка творческих работ.

Выводы

Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.

Литература:

1. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.

2. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.

3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.

4. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.

5. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н. Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015

7. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика. Конспект лекций / Н. О. Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

8. Инновационная направленность современного дошкольного образовательного учреждения / В. Н. Абушаева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23 – 24.

9. Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? М. : «ГНОМ и Д»-2005г.

10. Раскраска Муравей [Электронный ресурс]

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект «Безопасное лето» МДОУ «Медновский детский сад «Родничок» Проект «Безопасное лето» 2017 г. Актуальность проекта: Наступило долгожданное лето.

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп» Тип проекта: краткосрочный исследовательский Продолжительность: 2 недели Участники: воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик» Тип проекта: познавательно - творческий Участники проекта: педагоги, дети. Актуальность.

Познавательно-исследовательский проект «Песочная страна» Работу над реализацией проекта осуществляли: воспитатель Леонова Л. Л., дети старшей группы, родители. 2017-18 уч. год Вид проекта: групповой,.

Познавательно-исследовательский проект «Валенки» Проект «ВАЛЕНКИ!» Тип проекта: познавательно – исследовательский краткосрочный С 22.01. по 26.01.2018г. Актуальность: Валенки традиционная.

Познавательно-исследовательский проект «Немного о воде» Проект Тема: «немного о воде» Вид проекта: познавательно исследовательский Продолжительность: краткосрочный Участники проекта:.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне» ДОУ № 145 24.04.2014 Группа № 1 «ПЧЕЛКА» Проектная деятельность «Огород на окне» Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления.

Познавательно-исследовательский проект «Осень» Вид проекта: информационно - творческий, познавательно - исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники: дети, воспитатели,.

Познавательно — исследовательский проект «Вулканы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Экспериментально-исследовательский проект в средней группе «Песочное царство» Паспорт проекта Проект: краткосрочный Продолжительность: 2 недели Вид проекта: экспериментально-исследовательский Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Муравьи и их царство»
Опубликовано: 27 июля 2018 в 11:26
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД