Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях» (1 фото)

Валентина Шарова
Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях»

Содержание

Паспорт познавательно-исследовательского проекта

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Дети по своей природе - исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника - его естественное состояние и главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает окружающий мир: задает взрослым вопросы, наблюдает и исследует окружающий мир, проводит опыты с различными предметами.

Публикация «Познавательно-исследовательский творческий проект „Сказка в других измерениях“» размещена в разделах

У детей старшего дошкольного возраста возрастают возможности поисково - исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе исследования, экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы «Почему я это делаю? Почему именно так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получить в результате?». Происходящие явления в окружающем мире интересны ребенку и детский интерес выходит за пределы изучаемого программного содержания.

Задача педагога - поддержать инициативу, познавательный интерес дошкольника посредством создания соответствующих условий.

Актуальность. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Стало важно, чтобы научить детей самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы.

Интерес к природным ресурсам и русским народным сказкам дети проявляют на каждом возрастном этапе, поэтому эта тему актуальна. Мы решили изменить содержание русских народных сказок посредством использования природных ресурсов - изменение времени. Сделать события в сказках: миролюбивыми добрыми, бесконфликтными, благоприятными.

Объект исследования: природные ресурсы и содержание русских народных сказок.

Предмет исследования: свойства воды, воздуха, магнита, ветра, солнечной энергии.

Детская цель: изучить природные ресурсы и посредством чего изменить содержание русских народных сказок, сделать события в сказках: миролюбивыми, добрыми, бесконфликтными, благоприятными.

Гипотеза. Мы предположили, что используя природные ресурсы - изменение времени, сможем изменить содержание русских народных сказок и сделать события в сказках: добрыми, миролюбивыми, бесконфликтными, благоприятными.

Предполагаемый результат. Дети станут более самостоятельны, инициативны в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности; принимают активнее, заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Сравнивают, сопоставляют, устанавливают связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Привыкая искать объяснения, дети будут стремиться найти причину того или иного факта (что очень ценно для развития мышления ребенка).

Теоретическая часть

«Системная паутинка» отражает содержание работы над проектом. Приложение 2. Составленный перспективный план по реализации проекта учитывает все виды детской деятельности.

Проблемная ситуация: Получение письма от режиссера Мультяшкина с просьбой к детям стать соавторами и помочь изменить содержание сказок для экранизации, сделать события в сказке бесконфликтными, благоприятными, добрыми, миролюбивыми. Воспитатель и дети обсуждают проблему, принимают решение стать ученым ни под руководством воспитателя (старшего научного руководителя) приступить к познанию, исследованию, изобретательству и конструированию идей. Роль «ученых» вызвала заинтересованность детей познать природные ресурсы для дальнейшего применения их в нужном направлении.

Совместное решение участников проекта (детей, воспитателя) в итоге создать: альбом совместного творчества «Сказки в других измерениях», с обобщенной и структурированной информацией о существующем мире и с фантастическими открытиями, ориентированными на разработку создание и внедрение несуществующих объектов, явлений, ситуаций в реальную жизнь (апробированных на материале художественных произведений).

Знакомство с профессией «Ученый» (подборка иллюстраций о работе ученых, лаборантов; рассказ воспитателя о примерном круге исследовательской деятельности).

Через проблемные ситуации и по запросу детей создана «Исследовательской базы»: познавательная литература, мини-лаборатория, лаборатория ТРИЗ (с участием детей и родителей).

Сбор информации и включение в процесс познания окружающего мира (интеллектуальный блок «Этот загадочный мир», наблюдение и познание законов природы (по технологии Савенкова А. И.).

Практическая часть

1этап «Почемучки» - поисковый. Проблемная ситуация (изменить содержание сказок) вызвала желание у детей заняться исследовательской деятельностью: более углубленно изучить интересующие вопросы о загадочном окружающем мире (необычные свойства предметов и природных явлений, некоторые технологии изобретательства, чтобы этим обогатить содержание сказок.

В реализацию проекта вовлечены родители, которые с интересом отнеслись к нашей идее, и сшили униформу (академические головные уборы и мантии).

Дети с огромным удовольствием проводили опыты с водой, с воздухом, с магнитами, со светом и зеркалами. Сделали много открытий, существенно пополнился словарный запас детей.

Приложение № 3. Мы и эксперименты (исследовательская деятельность).

2этап «Узнай - ка» - аналитический (сбор информации, создание предметно - развивающей среды, творческие работы).

Совместно с детьми родители принимали активное участие в поиске ответов на интересующие вопросы. Это отражалась в совместных с детьми зарисовках об многообразии окружающего мира. Очень интересным стал промежуточный продукт проекта. Каждый ребенок приносил из дома необычные, оригинальные, ценные ответы на вчерашние «Почему так бывает?».

В процессе познавательно-исследовательской деятельности дети чувствовали себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом воспитатель - соучастник деятельности, партнер, который направляет детей и обеспечивает условия для проявления их исследовательской активности в совместной и самостоятельной деятельности. Полученные знания, результаты в ходе исследования дети зарисовывали символами, которые применяли в дальнейшем для создания нового.

Совместно с детьми оформили календарь «Хочу все знать!», в котором ежедневно отражали результаты исследований и экспериментирования. Странички календаря демонтировали интерес детей к исследовательской деятельности.

Приложение № 4. Мы и загадочный мир (расширение кругозора).

3 этап «Фантазеры» - практический (совместная и самостоятельная деятельность детей). Дети учатся конструировать полученные знания в новых измерениях, проецируют открытия и фантастические гипотезы в художественных произведениях. Приложение № 5. Мы и конструкторы (изобретательская деятельность).

Некоторые семьи совместно с детьми оформили журнал «Все то, что неизвестно, очень интересно!». В журнале отражался интерес ребенка к таинственным природным явлениям. В дальнейшем полученные знания стали для детей опорой для творческой деятельности.

4этап «Переделай-ка». Презентационный (проведение НОД, отражающих достижения детей). Итогом работы по данному проекту стала НОД «Сказка в других измерениях», где дети раскрыли свои способности и представили результат исследовательской работы (способы изменений сказки для новых экранизаций). Приложение № 6. Мы и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Идея использования природных ресурсов для преобразования сказки изначально вызвала интерес у родителей. В результате проделанной работы родители с детьми, с радостью и старанием, оформили странички творческого альбома «Сказка в других измерениях». В альбоме отражены необычные, интересные, решения для преобразования сюжета сказки.

Несколько страниц из альбома совместного творчества «Сказка в других измерениях».

В русской народной сказке «Колобок» способ преобразования: использование природных ресурсов - изменение времени (Колобок пригнул с подоконника вечером, встретил всех животных, а лису не встретил, потому что настала ночь, было темно, и она его не увидела).

В русской народной сказке Волк и семеро козлят способ преобразования: использование результатов опыта с зеркалами. У козлят на шее висели колокольчики. Волк приходил днем, когда ярко светило солнце. Колокольчики блестели волку в глаза, как «солнечные зайчики» и волк ничего и никого не видел.

В русской народной сказке «Красная Шапочка» способ преобразования: использование природных ресурсов - туман. (Волк шел к бабушке, был сильный туман. Из-за тумана плохо видно и волк шел медленно. Поэтому, Красная шапочка пришла к бабушке быстрее).

В русской народной сказке «Красная шапочка» способ преобразования: использование результатов опыта - состав предметов из молекул. (Красная шапочка подарила волку микроскоп. Он смотрит на свое тело и принимает двигающиеся точки за микробы. Думает, что заболел и побежал к врачу).

В русской народной сказке «Теремок» способ преобразования: использование природных ресурсов - ветер (дует сильный ветер и подгоняет медведя и медведь проходит мимо теремка).

В русской народной сказке «Репка» способ преобразования: использование природных ресурсов - вода. (Репку, дед посадил около реки. Пошел ливень, вода бежала ручейками, смыла почву. Дед сам легко её вытянуть).

Заключение

Использование в данном проекте приемов ТРИЗ и методов исследования А. И. Савенкова позволило сказку сделать философией ребенка. Можно с уверенностью сказать, что использование новых технологий позволяет выстраивать субъект - субъектные отношения, лично – ориентированную модель в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данная деятельность, позволила увидеть, какие изобретательские, творческие начала удалось раскрыть в каждом, ведь каждый ребенок не только стремится изучать и познавать, но и получает радость от каждой прожитой минуты.

Список использованной литературы

1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Санкт - Петербург. Детство-Пресс,2003

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва Просвещение, 1991

3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Москва,2008

4. Гончар А. Б., Лебедева Е. И. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких», Москва, 1993

5. Гумилевская М. «Почему так бывает?», Издательство «Детская литература», Москва, 1972

6. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов,2008

7. Савенков А. И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Самара, Издательство «Учебная литература».200 7

8. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск. 2006

9. Хелен Идом «Домашняя лаборатория». Издательство «Махаон», 1993

10. Энциклопедия «Хочу все знать». Издательство «Детская литература», Ленинград. 1965

Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях»
Публикации по теме:

Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы»Исследовательский творческий долгосрочный проект «Мы друзья природы» Департамент образования г. Москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СОШ №922 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ.

Исследовательский творческий проект «Усатый — полосатый» в средней группеИсследовательский творческий проект «Усатый — полосатый» в средней группе «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери. Актуальность проекта: Воспитание бережного и заботливого отношения к животным.

Паспорт познавательно-исследовательского творческого проекта «Сказка в других измерениях»Паспорт познавательно-исследовательского творческого проекта «Сказка в других измерениях» Представленный познавательно – исследовательский, творческий проект «Сказка в других измерениях» (далее проект) разработан для детей подготовительной.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» (Для детей младшей группы общеразвивающей направленности) Вид проекта: познавательно-исследовательский. По количеству участников – групповой.

Познавательно-исследовательский творческий проект «Мой домашний питомец»Познавательно-исследовательский творческий проект «Мой домашний питомец» Познавательно – исследовательский, творческий, среднесрочный, групповой проект: «Мой домашний питомец»Участники проекта: воспитатель, дети,.

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский творческий проект «Сказка в других измерениях»
Опубликовано: 25 августа 2020 в 17:31
+258Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД