Елена Антонцева
Познавательно-речевое занятие с элементами театрализации в подготовительной группе «Разговор о вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
«Разговор о вежливости»
Цель: Формировать основные правила этикета, толерантности друг к другу, дать представление об этикете общения в обществе со сверстниками и взрослыми. Учить понимать смысл русских пословиц и поговорок. Воспитывать интерес к слову, любовь к родному языку.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Осеевой, беседа по содержанию: «Волшебное слово», «Просто старушка», «Почему?», «Сыновья»; рассматривание сюжетных картинок с проблемным содержанием; знакомство с пословицами; разучивание стихов.
Публикация «Познавательно-речевое занятие с элементами театрализации в подготовительной группе „Разговор о вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Метод. обеспечение: кукольный персонаж (Буратино, ширма, фонограмма мелодий и песни «Всем советуем дружить».
Ход занятия:
Под музыку дети заходят в группу, украшенную воздушными шарами, расставленные полукругом; садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас необычный разговор о доброте и вежливости.
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое на свете. Она – тот язык, на котором с вами захочет всякий разговаривать, на котором мы можем понять друг друга….
-Как вы думаете, кого называют вежливым человеком? (ответы детей)
Итак, для того, чтобы стать вежливым человеком, во - первых, нужно научиться пользоваться «волшебными словами», от которых становиться теплее и радостнее.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.
-Какие слова вы говорите, когда обращаетесь к кому-то с просьбой? (пожалуйста)
-Как благодарите, какими словами? (спасибо, благодарю)
-Как извиняетесь? (простите, извините, пожалуйста.)
( Дети перечисляют: спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, добрый день)
-Как вы думаете, кто первым должен поздороваться со взрослым?
Дети: Мы, дети.
-Какие вы молодцы! Ведь всегда приятно, когда с тобой разговаривают вежливо, уважительно. Даже есть такая пословицы «Ласковое слово и кошке приятно»
-А еще говорят «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу? Ответы детей: можно обидеть человека
-Конечно, важно выбирать слова, чтобы не обидеть кого-то. Слово может огорчить, но оно же может и утешить, развеселить. На этот случай так в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Вы согласны?
-Ребята, а какие пословицы знаете вы?
Ответы детей:
-Учись доброму - плохое на ум не пойдет.
-Про доброе дело говори смело.
-Жизнь дана на добрые дела.
-Худо жить без ласкового слова.
-Доброе слово лечит, а худое калечит.
-Не одежда красит человека, а его добрые дела.
-Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
-Добрые слова дороже богатства.
-Не ищи красоты, ищи доброты.
-Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Конечно, добрые слова всегда рядом с добрыми делами.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова – дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Слышится шум, показывается Буратино из-за ширмы, осматривает и спрашивает детей
Буратино (зло) : А что это вы на меня так смотрите?
Воспитатель: Ну, во-первых, давай сначала поздороваемся. Ты, наверное, забыл, что нужно здороваться?
Буратино: (сердито) : Здравствуйте… А что вы тут делаете?
Воспитатель: Буратино! Что-то ты сегодня невеселый! Что случилось?
Буратино: Да, надоели мне все! Постоянно воспитывают, воспитывают. Говорят, что я не умею себя сдерживать.
Воспитатель: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой разговаривать, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще! Кто хочет, пусть со мной не разговаривают! Плакать не буду!
Воспитатель: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит, каким тоном? Обыкновенным!
Воспитатель: Подожди, Буратино! Пусть ребята скажут, обыкновенный у тебя тон? Вам нравиться, как он разговаривает?
Дети: нет!
Воспитатель: Давай-ка вспомним, как ты обидел папу Карло, когда кричал капризно «Хочу в школу, хочу в школу!» или, когда обидел мудрого сверчка? Помнишь? Ты говорил капризным, недовольным, и даже угрожающим тоном!
Буратино (тихо) : Может быть… Да, иногда я немного говорю громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех смешить. Только некоторые мои шутки не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу, Пьеро поскользнулся и как… хлопнется на землю! Конечно, я стал смеяться и спросил: «Ну, как прошла посадка?» А он заплакал. Или вот: учительница ему двойку поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было? Он очень рассердился, а я его развеселить хотел…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Буратино?
Дети: Нет! Нехорошо! Неправильно!
Воспитатель: Я думаю, ребята правильно тебе сказали, что ты поступил плохо! Нужно думать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что скажешь. Следи за своими словами. Ведь слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Буратино: А разве я один так разговариваю? Да, я можно сказать учусь у других. Вот они не меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно… А сами, как разговаривают? Пусть скажут! А-а-а-а… замолчали! Потому, что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие, которые дразнятся, говорят плохие слова, и даже (шепотом) бранятся. Да! Да! Да! Я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми слова, не уступают и обижают друг друга. А иногда смеются над неудачами товарищей….
А знаете, я все понял. Давайте не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведет, а просто станем добрей… Согласны со мной?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, а ты, Буратино, слушай и запоминай!
Игра «Добавь Словечко»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… спасибо!
-Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день!
-Если больше есть не в силах, скажем взрослым мы… спасибо!
-Когда нас ругают за шалости, мы говорим… простите, пожалуйста!
Игра «Ласковые слова» (с мячом)
Дети ловят мяч и изменяют слова при помощи уменьшительно- ласкательного суффикса (сын- сынок, сыночек; дочь0 доченька, дочурка; друг-дружок: подруга- подруженька; Оля- Оленька)
Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день: здравствуйте, доброе утро! Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, чтобы весь день был светлым и радостным.
1 ребенок:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро деревьям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
2 ребенок:
Нам желают «доброго пути»
-Будет легче нам идти.
«Здравствуйте» - ты скажешь человеку
«Здравствуй!» – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровья будет много лет!
3 ребенок:
«Добрый день» - тебе сказали
«Добрый день» - ответил ты,
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
4 ребенок:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром! Добрый вечер,
Доброй ночи!» говорим!
Воспитатель: Ну, как Буратино? Тебе понравились стихи наших детей? Может, ты хочешь что-то сказать?
Буратино:
С детства мы любим играть и смеяться,
С детства мы учимся добрыми быть!
Вот бы таким всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить!
Буратино: А давайте мы споем песню о дружбе!
Дети поют песню «Всем советуем дружить»
Воспитатель: До, свиданья, Буратино! Приходи к нам в гости!
Звучит веселая мелодия.