Линда Тышкунова
Нейроигры как средство стимулирования речевой активности детей раннего возраста
Нейроигры как средство стимулирования речевой активности детей раннего возраста
«Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в развитии».
И. П. Павлов
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека менее активным.
В настоящее время в образовательной среде распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребёнка и что в настоящее время проблема речевых расстройств остаётся актуальной. Всё чаще мы встречаем детей с задержкой речевого развития. Речь детей стала отходить от определённых норм.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры?
Нейроигры – специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизации речи.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, развивает усидчивость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: создание условий для развития речевой активности детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
• стимулирование и запуск речевых процессов;
• формирование когнитивных способностей;
• развитие познавательной сферы;
• снятие психоэмоционального напряжения.
Существуют различные виды нейроигр.
Например, такие как:
1) Су-Джок массажеры;
2) Межполушарня доска;
3) Двуручное рисование;
4) Межполушарные лабиринты;
5) Настольно – печатные межполушарные игры;
6) Киннезиологические упражнения;
7) Нейроскакалка;
8) Балансиры
Так как, мы говорим о детях раннего дошкольного возраста, то остановимся более подробно на настольно – печатных межполушарных играх именно для малышей. Данные игры направлены на автоматизацию, ориентировку в пространстве, с использованием различных подручных средств, например, камней.
Первые годы жизни очень важны для малышей, ведь именно в этот период закладываются основные свойства личности, развивается моторика и навыки мышления.
Важным аспектом, формирующим интеллект ребенка, является межполушарное взаимодействие.
Сами настольно – печатные игры представляют собой следующую схему действий:
1) Упражнение выполняется одной (ведущей) рукой. (в одном направлении, потом в другом).
2) Упражнение выполняется другой рукой (в одном направлении, после чего в другом).
3) Упражнение выполняется синхронно двумя руками.
4) Последним заданием будет прохождение задания одновременно двумя руками, но в разном направлении.
При выполнении заданий главным правилом является движения от простого к сложному. Не следует переходит к следующему заданию, если не освоили предыдущие.
На просторах интернета, я наткнулась на настольно – печатные нейропособия. Данная тема меня очень заинтересовала, я решила апробировать задания на малышах своей группы.
В комплект входили такие разделы, как:
1) «Времена года»
2) «Весёлая ферма»
3) «На опушке»
4) «Заниматика»
(Дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, графомоторные дорожки, игры с камушками).
Игры заинтересовали малышей своими необычными заданиями, яркой графикой, но и вызывали иногда затруднения, так как одновременно двумя руками действовать не получалось, особенно в разных направлениях.
Для себя я поняла и решила, что такие задания легко можно создавать самостоятельно на различные темы.
Варианты создания нейроигр могут быть абсолютно разными:
1) Нарисовать самостоятельно (ходилки, нейродорожки);
2) С помощью вырезывания из цветной бумаги (на основе настольного «твистера»);
3) С помощью подручных средств, оборудования в ДОО (из всего, что окружает нас в группе каждый день – кубики, коврики и т. п.);
4) С помощью программы Microsoft PowerPoint.
Все эти варианты я, конечно, попробовала.
Самым интересным для меня и малышей оказался – последний.
Так как, самая большая радость маленького ребенка – это мультфильмы. Особенно современные. Я решила отталкиваться от них.
Больше всего детей привлекают сами герои. Одним из детских любимых мультфильмов, и моим тоже, является – «малышарики». Он носит не только развлекательный характер, но и познавательный.
Я взяла идею и самих персонажей именно из данного мультфильма.
В моё пособие входили задания на основе предыдущих.
Дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, графомоторные дорожки, игры с камушками.
Ребята помогали полюбившимся героям, «проходили» пальчиками различные препятствия.
Более подробно о каждом задании:
1) «Прыжки» по кружочкам;
2) «Прятки» (где спрятались герои);
3) «Помоги Нюшеньке найти шляпку» (дорожка);
4) «Помоги Нюшеньке и Пандочке встретиться»;
5) «Помоги Крошику и Ёжику проехать по дорожке»;
6) «Помоги разложить камушки по цветам»
Данное пособие я создавала в Microsoft PowerPoint, сохраняла слайды в формате JPEG (изображение, печатала и ламинировала для более долговременного использования.
Можно также в Microsoft Word.
Никаких трудностей у меня это не вызвало, а наоборот. Процесс оказался очень затягивающим и интересным. Сразу чувствуешь себя волшебником – мультипликатором. Получается игровой мультфильм на иллюстрациях.
В планах, есть огромное желание создать различные подборки и картотеки нейроигр для детей раннего дошкольного возраста, так как, систематическое их использование и отдельно заданий в занятиях, совместной и самостоятельной деятельности, оказывает положительное влияние на развитие речевой активности и развитие ребёнка в целом.