Папки-передвижки

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Татьяна Дунаева
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.

«Резина и ее свойства».

Темой по самообразованию я для себя выбрала тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы«Резина и ее свойства».

Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы» размещена в разделах

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Актуальность.

На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Перспективность

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.

Начало моей работы

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы : резиной, песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему для детей : В дождливую погоду надо прийти на занятие, но какую обувь выбрать, чтобы прийти, не промочив ноги. Тем самым подвожу их к размышлению на тему «Резина и ее свойства».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек» и другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Все эти игры заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Целью моей работы было способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Можно сделать вывод, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, я смогла заинтересовать детей, у них появился активный познавательный интерес к объектам неживой природы и экспериментов с ними.

Таким образом, в результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с объектами «неживой природы» дети перешли к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения, научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы. Я считаю, что цель моя достигнута.

И на конкретном примере хочу Вам показать практическую часть экспериментально – исследовательской деятельности. На тему «Резина и ее свойства».

Цель занятия:

1. Познакомить детей со свойствами резины, учить сравнивать с другими материалами.

2. Показать детям, как люди используют свойства материалов при изготовлении предметов.

3. Воспитывать у детей интерес к экспериментально – исследовательской деятельности.

Ранее говорилось, что в своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры. Итак, я показываю детям красиво оформленную коробку, в которой лежат предметы из разных материалов. Принес ее для них сказочный персонаж Незнайка, который совсем ничего не знает о материалах. Дети должны были из мешка доставать предметы, рассказывать, из чего он сделан, для чего нужен и ставить на своё место: если предмет сделан из резины, ставим на поднос под цифрой «1», из дерева под цифрой «2», из пластмассы под цифрой «3».

П. – Дети, откуда мы можем подробнее узнать про свойства резины?

Д. – Из книг, из телевизионных передачах.

Далее я зачитываю информацию о происхождении материала резины из детской энциклопедии.

П. – Итак, - дети, резина – это широко распространённый материал. Я прочитала в книге «Детская энциклопедия», что резину раньше получали из природного каучука - сока тропических каучуковских растений, которые растут в Южной Америке. Каучук – это такой сок дерева – «латекс» (как «белое молочко»). Когда добывали этот сок, его нагревали и смешивали с разными веществами, такими как сера, сажа, мел и др. и получали резину.

В нашей стране такие деревья не растут, и раньше нам приходилось покупать каучук в других странах. И русский учёный Сергей Васильевич Лебедев изобрёл способ получения искусственного каучука из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение нашего учёного. Изменяя, технологию и применяя, различные добавки резину с разными свойствами изготовляют, на специальных заводах.

Далее я предлагаю пофантазировать и побыть на некоторое время учеными, пройти в лабораторию и провести опыт, чтобы определить свойства резины. Дети подходят к столам. Я задаю наводящие вопросы: Итак, дети, что находится у вас на столах? Назовите предметы, сделанные только из резины. Почему вы так решили, докажите, чем отличаются предметы из резины от предметов из других материалов?

Опыт о свойстве резины. Хорошо, а теперь узнаем свойства резины.

Предлагаю детям «Определить свойства резины в сравнении резиновая перчатка с шерстяной перчаткой». Уважаемые учёные проходят в лабораторию N 2, чтобы определить свойства резины. На подносе две перчатки. Они одинаковые или разные? Д. – Разные: одна - из резины, вторая - из ткани. Проведя такие опыты, дети узнали свойства резины, а также обогатили свой словарный запас. В ходе исследования выявили следующие свойства:

1. Эластичность (можно надуть).

2. Сравнить на ощупь (тёплая, холодная; гладкая, шероховатая).

3. Упругость (тянется – не тянется).

4. Сжимается – не сжимается.

5. Сравнение по толщине обе перчатки.

6. Промокает, нет.

7. Водонепроницаемость.

После проведенного опыта, дети делают выводы и отвечают на мои вопросы:

– Зачем нам нужна обувь из резины? В какую погоду мы наденем её?

– Какие ещё предметы делают из резины на заводах и фабриках.

Дети объясняют.

П. – Правильно, а что изготовляют из резины на фабрике игрушек?

Д. – Резиновые игрушки и мячи.

П. – А что изготовляют на шинном заводе из резины?

Д. – Шины, колёса (например, как у папиного автомобиля или у моего велосипеда и др.)

Заканчивается урок творческим заданием: дети должны нарисовать предметы, которые могут быть сделаны из резины?

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Конспект ООД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Мастерская по ремонту» Задачи: -Познакомить детей с профессиями (сапожник, часовщик, столяр). -Продолжать расширять и обогащать словарь детей. -Воспитывать трудолюбие,.

Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы»Познавательное развитие детей 4–5 лет «Эколята — молодые защитники природы» Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, благодаря тому, что данная активность.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы
Опубликовано: 24 октября 2021 в 21:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД