Елена Штабная
Познавательное развитие средствами сенсорной культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач познавательного развития – сенсорное развитие детей, которые именно в дошкольном возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Сенсорная культура направлена на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленёно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположения в пространстве, высоту звуков и т. д.)
Публикация «Познавательное развитие средствами сенсорной культуры,» размещена в разделах
Психологические исследования показывают, что без сенсорной культуры восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладение разными видами деятельности, полноценное усвоение знаний и навыков. Сенсорная культура является сложным познавательным процессом. Это восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует.
И. М. Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, т. к. «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» - писал К. Д. Ушинский.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребёнок знакомится с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. Ребёнка окружает природа со всеми сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного восприятия, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным не полноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорная культура – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирования чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследования предметов, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследованного предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями, с помощью этих действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. Задача сенсорной культуры – своевременно обучить ребёнка этим действиям. Обобщённые способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов.
Существуют сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. каждый сенсорный эталон имеет своё словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветной спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объёмные геометрические фигуры и др.
Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Напрашивается такой вопрос, а нужны ли сенсорные эталоны дошкольнику?
А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребёнок полнее и глубже познаёт различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов, в последствии в дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами. В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами.
Содержание сенсорной культуры включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении всего дошкольного детства.