Лариса Авилкина
Познавательный проект «Изучаем край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект "Изучаем край родной"
методическая разработка (старшая группа)
Вид проекта : долгосрочный, познавательный
Цель проекта : систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.
Задачи проекта :
• способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию истории родного города,
уточнить имеющиеся знания детей о жизни в городе, их особенностях;
Публикация «Познавательный проект „Изучаем край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
• приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
• развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
• воспитание толерантности.
Подготовила: воспитатель Авилкина Лариса Юрьевна
Высшей квалификационной категории.
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное! Это Родина моя!
Вид проекта : долгосрочный, познавательный
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного- патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, музеями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Актуальность данного проекта заключается в том, что знания способствуют воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Поэтому знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая частица великого мира. Такая обучающая деятельность рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.
Концептуальные основы проекта.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Минеральные Воды. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта : систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.
Задачи проекта :
• способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
• вызвать интерес к познанию родного города
уточнить имеющиеся знания детей о жизни в городе, их особенностях;
• приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
• развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
• воспитание толерантности.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создана виртуальная экскурсия, подобран материал о городе Мин - Воды, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизма.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интеграции.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.
Прогнозируемый результат.
Сформировать у детей представление о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города и значение этих названий. Воспитание любви и привязанности к своему городу.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Выбор и анализ методического материала к проекту
• Составление перспективного плана
• Обогащение и разнообразие развивающей среды группы наглядными и дидактическими материалами, учитывая возрастные особенности
• Повышение мотивации родителей дошкольников, активности их в осуществлении проекта
• Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап. Выполнение проекта
• Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
• Совместные мероприятия с семьями воспитанников
• Виртуальные экскурсии по городу
III этап. Итоговый
Оформление дидактическое пособие лепбука «Край любимый, край родной…»
Презентация проекта.
(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).
Участники проекта :
• Воспитатель Авилкина Л. Ю.
• дети подготовительной группы
• родители
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
Месяц Тема/
Формы работы Дидактическое и
методическое
сопровождение
сентябрь Мин-Воды - исторический
• История возникновения города.
• Виртуальная экскурсия по историческому городу Мин-Воды
• Символика города (знакомство с флагом и гербом города.
• Изодеятельность – «Нарисуй герб семьи».
• Папка-передвижка «Изучаем край родной» для родителей.
• Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России и Ставропольского края. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, карта Минеральных Вод, символика, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды»
октябрь Современные Мин-Воды
• Виртуальная экскурсия по городу, знакомство с улицами города (знакомство с культурными и архитектурными зданиями, культурно – развлекательными центрами, парками отдыха.
• Интегрированное занятие «Прогулка по городу».
• Оформление стенда «Мин-Воды теперь и прежде».
• Рассматривание папки «Мой город – в любое время года».
• Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
• Экскурсия в библиотеку знакомство с творчеством писателей Ставропольского края. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды», карта, символика.
ноябрь Культурное наследие.
• Познавательное развитие «Что такое Родина».
• Виртуальная экскурсия по музеям города
• Знакомство с культурными и архитектурными зданиями (собором Покрова Пресвятой Богородицы,краеведческий музей, вокзал»
• Дидактическая игра «Путешествие по городу»
• Чтение стихов, рассказов о родном крае. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Вод, карта, символика города, книга «Кавказские Минеральные Воды», презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды»
декабрь Спорт в родном городе.
• Беседы на тему о спортсменах и спорте в г. Мин-Воды: «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!», «Мы гордимся нашими спортсменами».
• Выставка детского рисунка «Мы любим спорт» Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды».
Январь-февраль Мин-Воды – многонациональный город
• Беседа «Мы в городе своем родном - очень дружно живем».
• Музыкальная литературная композиция «О, язык, родной, великий…»
• Консультация для родителей «Международный день родного языка»
• Изготовление праздничных открыток к Пасхе.
• Народные игры. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды».
март Знаменитые люди города Мин-Воды.
• Виртуальная экскурсия знакомство со знаменитыми людьми.
• Беседа на тему «Они прославили наш город».
• Прослушивание песен.
• Чтение стихов о родном городе. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-Воды»
Апрель-май Памятники и мемориалы.
• Виртуальная экскурсия по памятникам и мемориалам.
• Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
• Изготовление праздничных открыток к 9 мая.
• Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей).
• Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
• Дидактические игры по «Патриотическому воспитанию».
• Мероприятие по социально-коммуникативному развитию на тему: «9 мая – День Победы».
• Фотоотчет родителей участие в Бессмертном полку. Папка с фотографиями достопримечательностей города Мин-Воды, карта, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Мин-воды»
Ожидаемы результаты:
• У воспитанников
1. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, с помощью проектной деятельности, должна способствовать обогащению знаний дошкольников.
2. Дети узнают много нового о городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях.
3. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей.
4. В игре и труде между детьми должны улучшиться дружеские взаимоотношения
• У родителей:
1. Активные единомышленники и помощники педагога в организации тематических мероприятий, проектной деятельности;
2. Изменение отношения к детскому саду.
• У воспитателей:
1. Повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Список литературы:
1. Амосова М. Н. Дошкольная педагогика - №1 /126/ январь/ 2017г.
2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
4.. Емченко С. Дошкольное воспитание - № 2 / февраль / 2016г.
5. Емченко С. Дошкольное воспитание - № 5 / май / 2016г.
6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М. : Просвещение, 1990
7. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
8. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
9. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М. :АРКТИ, 2005
10. Куадже Е. Е., Риет И. Г. Дошкольная педагогика - №5 (120)/ май / 2016г.
11. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
12. Морозова Л. Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11
Приложение № 1
«Виртуальная экскурсия»
как форма работы с детьми дошкольного возраста
по ознакомлению с родным краем
Актуальность.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Информатизация образования открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обращает наше внимание на то, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Создается единое информационное образовательное пространство в группе, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательном образовательном процессе.
В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Так же позволяют разнообразить и сделать образовательный процесс интересным, а значит и более эффективным, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
Цель. Обеспечение высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с родным краем на основе использования информационных технологий.
Задачи.
1. Разработать новые методические пособия по ознакомлению с родным краем, способствующие формированию у детей представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей.
2. Привлечь родителей к активному участию в создании электронных пособий.
3. Воспитание любви и привязанности к своему детскому саду, улице, городу.
Преимущества:
• Доступность.
• Возможность повторного просмотра.
• Наглядность.
• Наличие интерактивных заданий.
Подготовительный этап.
• Изучение и подбор литературы.
• Определение целей и задач мини-проекта по виртуальной экскурсии.
• Определение источников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов.
• Организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериалов, иллюстраций исторического характера в интернете, библиотеках, во время экскурсий по городу.
• Составление маршрута экскурсий на основе видеоряда.
• Подготовка текста экскурсии.
• Определение техники ведения виртуальной экскурсии.
Основной этап.
1. Вступительная беседа с детьми.
2. Определение целей и задач экскурсии.
3. Показ экскурсий (можно провести разными способами).
- видео путешествие семьи;
- видео экскурсия, проводимая ребенком или членами его семьи с комментариями;
- фото путешествие с каким-нибудь героем.
4. Итоговая беседа
Заключительный этап.
Для реализации поставленных задач, в группе была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно - образовательного процесса.
Хотелось бы сделать вывод, что использование мультимедийных пособий помогают детям получить знания о городе, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания, учится устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения в природе, сопереживать. Таким образом, систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным. Позволяет повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бугульмы, сформировать заботливое отношение к семье, родному городу, своей Родине.
Работа с родителями.
Активными помощниками должны стать наши родители. Семьям предлагается выполнить задание, согласно темам, в результате выполнения которого будет создаваться видеотека из фотографий и видеозаписей.
Приложение № 2
Познавательное развитие
«Что такое Родина?»
Цель: формировать первичные представления о Родине, о социокультурных ценностях малой Родины.
Задачи:
-углублять и уточнять представления о России.
-расширять и активизировать словарь по теме «Моя Родина- Россия»
-обогащать эмоционально-эстетическое восприятие при знакомстве с творчеством поэтов, композиторов, художников.
-развивать компоненты связной речи, диалогическую речь.
-формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
-воспитывать интерес к литературной речи, умение использовать выразительные средства языка.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, краски, кисточки, стаканчики с водой, воздушный шарик с письмом-загадкой, цветы из разноцветной бумаги по числу детей.
Ход деятельности:
Педагог: Дети, отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает!»
Дети: Солнышко!
Педагог: Теперь представьте, что вы – веселые и дружные солнечные лучики. С наступлением утра лучики пробиваются сквозь облака и улыбаются всему живому на Земле. Давайте изобразим такие лучики. Улыбнемся друг другу, протянем руки, соединим их в центре солнечного круга.
(Обращаем внимание на влетевший в группу воздушный шарик, с привязанным к нему письмом)
Педагог: Интересно, что в письме? Там загадка, давайте ее отгадаем вместе.
«Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, рек, морей много - воды нет!
Дети: Это карта.
Педагог: Верно. Карта - это уменьшенное изображение земного шара или какой- либо местности. Как вы думаете, для чего нужна карта?
Дети: Карта нужна для того, чтобы знать, где находятся моря, реки, пустыни, горы, разные страны.
Педагог: Правильно, на ней можно увидеть нашу удивительную страну. Посмотрите какую огромную территорию она занимает.
(Педагог указкой показывает границы России)
Педагог: Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Педагог: Какая Россия по величине?
Дети: Огромная, большая, необъятная.
Педагог: Много у нас городов, рек, сел, озер. Есть в России горы, страну омывают моря. Неповторима, красива и разнообразна природа нашей Родины.
«Венок из слов»
Педагог: Возьмите по одному цветку. Ответив на мой вопрос, прикрепите цветок на карту. (Дети поочередно отвечают на вопросы и прикрепляют цветы по контуру Российской Федерации)
Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители)
Как можно назвать бабушку, дедушку, дядю, тетю, братьев и сестер? (родственники, родные)
Как можно назвать всех людей, которые живут в нашей стране? (народ)
Как называются песни, которые сочинил народ? (народные)
Как назвать ручеек, бьющий из-под земли? (родник)
Мы перечислили немало слов, в которых есть общее маленькое слово «род», оно объединяет их со словом «Родина»
Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ, родители и родственники, где звучит наша речь.
(Педагог предлагает прослушать рассказ)» Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, и Родина у него – одна» (К. Д. Ушинский)
Как называет автор свою Родину?
Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечество происходит от слова «отец»)
Почему мы зовем Россию родиной? (Потому, что в ней мы родились)
«Подвижная минутка»
Наша Россия
Небо синее в России. (Поднимают руки вверх)
Реки синие в России (Опускают руки и рисуют волны)
И березки молодые
Нарядились в кружева. (Поднимают руки вверх, раскачивают ими из стороны в сторону над головой).
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей (Опускают руки вниз, раскачивают руками «гладят траву»)
Есть и клены и дубы.
А еще пекут в печи
Вот такие калачи! (Разводят руки в стороны)
Педагог: Как называется край в котором мы живем? (Ставропольский край)
Минеральные Воды считаются нашей Родиной. Почему? (Это место где мы родились, где живут мамы и папы)
Природа.
Природа Минеральных Вод очень красива, неповторима живописна.
Предлагаю вспомнить и прочитать стихотворения о природе.
1-й ребенок.
Дружной стайкой на лужайке
В желтых сарафанчиках
В хороводе трав зеленых
Встали одуванчики. (А. Дешин)
2-й ребенок.
Стоит березка золотая.
Течет серебряный ручей.
А на березке птичек стая
В рассвете солнечных лучей. (А. Артюшенко)
3-й ребенок.
Рябинки красный цвет несут,
От ветра листья берегут.
Ведь красный цвет все сопки украшает
И зелень елей оттеняет. (Н. Жарикова)
Рассматриваем картины художников о природе.
Педагог:
Что объединяет эти картины? (везде изображена природа)
Как картины можно назвать одним словом?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель иль белый иней
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется (пейзаж)
Педагог: предлагаю на время стать художниками- пейзажистами и нарисовать пейзаж.
Продуктивная деятельность «Природа малой Родины».
Звучит мелодия. Дети выполняют задания. Закончив работу, выставляют свои картины в групповой галерее. Педагог предлагает рассказать, что ему понравилось и почему?
Педагог: Вы молодцы! Пройдет время и, возможно, кто-то из вас станет знаменитым художником или поэтом. Мы будем вами гордиться!
«Необычное рисование» (упражнения для снятия зрительного напряжения)
Педагог: Сегодня ваши глаза много работали и им нужен отдых. Что мы с вами проводим в таких случаях. (Гимнастику для глаз)
Поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз.
А сейчас внимание - необычное рисование!
Пальчиком ребята водят
Птичку в воздухе выводят.
Наши веки и ресницы
Словно веки чудо-птицы!
Часто-часто поморгаем,
В небо высоко взлетаем…
А теперь глаза закройте,
Отдохните так постойте!
Педагог: Что нового вы узнали? Что мы называем Родиной?
Приложение № 3
Сценарий мероприятия
по социально-коммуникативному развитию на тему:
«9 мая – День Победы»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о Великой Победе
Задачи:
Активизировать имеющие знания, самостоятельные рассуждения;
Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа;
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, макет костра, свеча.
Ход мероприятия:
В зале полумрак. В середине зала «горит» костер, на фортепиано стоит свеча. Вокруг костра стульчики. Звучит в аудиозаписи песня «День Победы», дети заходят в зал, садятся.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
I Вступительная часть Вступительное слово воспитателя:
Сегодня мы собрались, чтобы вместе со всей страной отметить праздник Победы. В этот день много лет назад закончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией. Воспитанники слушают
II. Основная часть Прослушивание в аудиозаписи «Седьмая симфония» Д. Шостаковича Воспитанники прослушивают
Чтение стихотворения
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас! Воспитанники слушают
Прослушивание в аудиозаписи 1-й куплет песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Воспитанники прослушивают
Прослушивание стихотворения Воспитанник читает стихотворение
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
Отважно шли солдаты в бой
За каждый город и за нас с тобой!
Чтение текста
Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Погибло больше 20 миллионов человек. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая. Этот день и стал в нашей стране великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями. Воспитанники слушают
Обращение внимания детей на репродукцию картины «День Победы» В. Сидорова. Рассматривают картину