Ольга Васильева
Познавательный проект «Экспериментирование с живой и не живой природой» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию познавательный проект «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ЖИВОЙ И НЕ ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» для детей 1 младшей группы.
Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» д\с №1 «Пчелка» Васильева О. А.
Вид проекта : информационно-исследовательский, групповой.
Участники: воспитатели, музыкальный работник, дети, родители.
Сроки реализации: январь - май
Публикация «Познавательный проект „Экспериментирование с живой и не живой природой“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Живая и неживая природа - первооснова для любого научного поиска. Одним из эффективных методов, позволяющим получить практический опыт исследования свойств объектов живой и неживой природы выступает метод экспериментирования.
Как не удивительно это звучит, но подготовка к настоящим научным исследованиям дипломированных ученых начинается в их раннем детстве. Трудно не согласиться с высказыванием японского новатора Масару Ибуки: «После трех уже поздно», ведь то как родители и педагоги смогут создать для ребенка условия для познания окружающего мира, предложить разнообразные виды познавательной и творческой деятельности, обеспечить благоприятный эмоциональный климат оказывает колоссальное воздействие на формирование его познавательных способностей и личности в целом.
Дети раннего возраста экспериментируют постоянно, предметно-манипулятивная деятельность является ведущей в их возрасте. Манипулирование предметами и их всестороннее сенсорное обследование и является проявлением экспериментирования на этом этапе. Дети раннего возраста приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Поэтому задача взрослых предоставить для ребенка максимальные возможности в этом направлении, организовать сенсорно богатую и безопасную среду для пополнения чувственного опыта детей.
Цель проекта : освоение детьми через экспериментирование знаний о живой и неживой природе, являющимися фундаментом для формирования естественнонаучной картины мира и основой становления экологической культуры.
Задачи:
1. Обогащение знаний детей о живой и неживой природе через практический опыт.
2. Формирование первоначальной естественнонаучной картины мира.
3. Развитие наблюдательности, внимания, мышления, восприятия, памяти.
4. Воспитывать любовь к природе, осознанно-гуманное отношение к ней.
5. Стимулирование познавательной активности детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Прогнозируемый результат:
-проявляется устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
-развито в соответствии с возрастной нормой умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
-проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
-дружелюбен в общении.
Организация деятельности в рамках проекта.
Подготовительный этап:
• формулирование проблемы;
• определение актуальности, цели и задач;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор опытов по данному возрасту;
• организация предметно-развивающей среды,
Основной этап:
• проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
• индивидуальная работа с детьми,
• самостоятельная экспериментальная деятельность,
• дидактические игры, подвижные игры,
• чтение художественной литературы,
• беседы,
• продуктивная деятельность детей,
• совместная деятельность с родителями,
• консультации для родителей.
Заключительный этап:
• Оформление картотеки опытов для детей раннего возраста
• Фото отчет
• Презентация опыта работы на педагогическом совете
Перспективное планирование экспериментирование с живой и неживой природой.
Январь:
2 неделя Теневой театр. Знакомство с диафильмами и устройством их показывающим (фильмоскоп)
3 неделя Какой снег? Что происходит со снегом в тепле?
4 неделя Какой лёд? (холодный, твердый, осколки острые, тает в тепле).
Февраль:
1 неделя - Тонет - не тонет (игра со знакомыми игрушками из разных материалов). Игра «Рыбалка».
2 неделя Переливание воды из сосуда в сосуд. Свойства воды: жидкая, льется, может проливаться.
3 неделя «Узоры на песке» - рисование на песке пальцами по образцу, животные оставляют следы (дети с разной силой нажатия на мокрый песок пальцами оставляют следы разных животных,
4 неделя Сухая или влажная почва у наших растений? (определяют на ощупь, нужен ли полив комнатным растениям).
Март:
1 неделя «песочные прятки» (откапывание в песке спрятанной игрушки)
2 неделя Как просыпаются растения после зимы? (наблюдение за набуханием почек, появлением листьев деревьев, кустарников, трав).
3 неделя Совместная со взрослым посадка лука на зелень в ящик с землей.
4 неделя «Найди камушки» (дети собирают камушки на участке в походный стаканчик);
«Брось камушек в лужу»
Апрель:
1 неделя Опыт с проращиванием и дальнейшей посадкой семян и выращиванием фасоли
2 неделя Игры «сильный ветер или слабый», сдуть предметы со стола, катить дуновением легко движимые машинки, сдувать кубики с построенной башни.
3 неделя Сухой и влажный песок. Игры в песочнице: изготовление куличей, постройка сооружений
4 неделя Наблюдения за светом и тенью на участке: «Где светит солнышко?», «Где тень?», «Где теплее в тени или на солнце?».
Май:
1 неделя Насекомые на цветах, деревьях, траве, земле.
2 неделя Наблюдения и игры с солнечными зайчиками.
3 неделя Что происходит с сорванным одуванчиком?
4 неделя «Поливаем цветы»
Методическое сопровождение:
1. План программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Под редакцией Михайловой. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС2010
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А. И. Савенков. Ярославль: Академия развития, 2003.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ /сост. Н. В. Нищева – СПБ: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Интернет ресурсы.