Татьяна Кравченко
Практические рекомендации для воспитателей при составлении игровой картотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Практические рекомендации для воспитателей при составлении игровой картотеки
Разные авторы по- своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра». Разрабатывая игровую деятельность в рамках основной образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения, рабочая группа сделала упор на классификацию игр Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой.
В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяется три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка
Самостоятельные игры
Публикация «Практические рекомендации для воспитателей при составлении игровой картотеки» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игра – экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры
Сюжетно-отобразительные,
Сюжетно-ролевые (творческие)
Режиссерские
Театрализованные;
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с целью образования и воспитания :
игры обучающие (игры с правилами)
дидактические, (сюжетно-дидактические, словесно-дидактические, музыкально - дидактические, настольно-печатные)
подвижные;
развивающие (или познавательные)
игры – забавы или развлечения
театрализованные (драматизации)
3. Народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
4. Игры на развитие эмоциональной сферы.
Рассмотрим кратко, как составить картотеку игр.
1. Она может быть выполнена в любом удобном педагогу варианте для простоты и удобства использования: карточки ламинированные, удобно помещающиеся в кармане, чтобы можно было взять с собой на прогулку и при необходимости всегда подсмотреть игровые задачи и описание игровых действий.
2. Распечатана на отдельных листах и вложены в файловые папки, как это сделано во всех группах.
3. Может оформлена в виде альбома, блокнота, раскладушки в зависимости от творчества воспитателя.
Главное – игры должны быть подобраны в соответствии с возрастом детей, где он должен быть указан, иметь цели, игровые задачи, необходимый материал, игровые описания, авторов и источник.
Дидактические игры всегда имеют в наличии задачи учебного характера – обучающую, которые воплощаются создателями игры в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действии, которые выполняют дети. На современном этапе именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем мире: природном и социальном. А это значит, что дидактические игры следует разделить по разделам:
- Игры природоведческого содержания (экологические);
- Игры нравственно-патриотического содержания («Хорошо-плохо», «Поступи правильно» и т. д.)
- Игры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
-Игры, содержание которых связано с профессией людей
Подвижные игры также имеют правила, игровые обучающие и оздоровительные задачи и классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, веревками, с обручем).
Развивающие игры. С помощью развивающих (познавательных) игр дети учатся различать и определять форму, величину предмета, цвет, ориентироваться в пространстве, сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи. Играя, у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
Игра – забава, игра – шутка! Что ее отличает от других игр?
Прежде всего, элемент неожиданности, сюрпризности. Играм-забавам должен сопутствовать элемент веселого удивления. Веселое настроение человека – это богатейший капитал. Никто так не ценит хорошую шутку-забаву, как дети. Проводя игру-забаву, можно не только передавать хорошие умения интересы, вкусы, привычки, но и воспитывать детей без нравоучений, подмечать много интересного в поведении, темпераменте, характере ребенка.
Театрализованные игры. Основные направления развития театрализованных игр в дошкольном возрасте заключаются в постепенном переходе ребенка от индивидуальной игры к групповой, где исполняют роли 3 и более человек; от театрализованных постановок под наблюдением взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от имитации действий литературных персонажей к осознанию собственных эмоций.