Елена Лазарева
Практический семинар «Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и русского языка в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ УР «Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ»
Практический семинар на тему :
с элементами развивающего обучения
на уроках чтения и русского языка
в начальной школе».
Подготовила:
учитель начальных классов
Лазарева Е. В.
2021 г
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Практический семинар „Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения и русского языка в начальной школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, конспекты уроков
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Представляю вашему вниманию практический семинар на тему : «Развитие речи
с элементами развивающего обучения на уроках чтения и русского языка в начальной школе».
Работа семинара предполагает групповую работу. У вас на столах бэйджики с номерами, выберите бэйджик с номером, прикрепите его себе на одежду, это понадобиться для выполнения задания, а какого вы узнаете позже.
Давайте вспомним как нужно работать в группах?
На ваших столах лежат три памятки.
Памятка №1.
«Правила работы в группе»
1. Слушай, что говорят другие
2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы
3. Говори спокойно ясно, только по делу
4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки
5. Помогай товарищам, если они об этом просят
6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Памятка№2
«Роли в группе»
Книгочей (читает задания, тексты, т. д.)
Координатор (распределяет роли, определяет задание для каждого, назначает ответственного за защиту работы группы т. д.)
Контролёр (контролирует качество работы, следит за временем)
Хозяйственник (подбирает и раздаёт материал для работы, следит за чистотой)
Секретарь (ведёт записи, т. д.)
Попрошу вас распределить «роли в группе».
Для того чтобы все участники группы были активны, а не один кто-то отвечал за всех, для этого у вас и прикреплены жетоны с номерами, группа обсуждает, а отвечает на вопрос участник под №1 и т. д.
Памятка №3
«Оцени работу группы».
Критерии Своя оценка
(+ или -) Оценка других
(+ или -)
Работали дружно…
Своевременно выполнили задание.
Качественно выполнили задание…
Каждый приложил усилие в общем деле…
Маршрутный лист
№ задания/название Оценивание по пятибалльной системе
от1 балла до 5 баллов
1. Проговорить скороговорку быстро, чётко произнося каждое слово, дружно
2. Объяснять значение пословиц,
3. Исправьте ошибки в пословицах.
4. Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
5. Подбери и запиши антонимы.
6. Объяснить значение слова, составить с этим словом предложение.
7. Прочитай, вместо вопросов вставь подходящие по смыслу слова.
8. Составить рассказ по данному началу
9.. Чтение с нарастанием силы голоса
Начинаем работать.
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова выдающего писателя Антона Павловича Чехова
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).
Я обратила внимание на то, что одной из актуальных проблем в начальной школе является развитие речи обучающихся. С каждым новым набором первоклассников приходит всё больше детей с недостаточно развитой устной речью, бедным словарным запасом, и значительными логопедическими проблемами. С целью устранения этих недостатков, особое внимание уделяю работе по развитию речи младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Считаю, что развитие речи - это система учебной работы, которую необходимо планировать как на каждый урок, так и на весь курс начальной школы.
Речь учащихся младших классов состоит из коротких однотипных предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они создают, часто распадается на короткие фразы. Поэтому передо мной встала задача научить детей правильно строить предложения, понимать текст. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи детей различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.
Муза Михайловна Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". (Основные исследования М. М. Алексеевой посвящены проблемам речевого развития детей).
С первых дней занятий детей в школе провожу в начале урока артикуляционную гимнастику, речевую разминку, работу со скороговорками.
Озвучу причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
• Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.
• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
• Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Артикуляционная гимнастика – проводится в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
Давайте все дружно выполним артикуляционную гимнастику! (работа по слайдам презентации
Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи
это скороговорки и пословицы. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Пословицы – это краткие народные изречения афористического характера. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Как работать со скороговорками?
• Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
• Объясните значение сложных слов.
• Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
• Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
• Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
Предлагаю вам послушать, а затем произнести скороговорку всем вместе (хором прохлопывая в ладоши).
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Задание №1. На столах у вас тоже лежат скороговорки, прошу вас, их прочесть (один читает, противоположный стол проговаривает скороговорку и наоборот).
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Другим эффективным средством развития речи обучающихся, а так же формирования личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны, является использование пословиц и поговорок.
Следующее задание №2. объяснять значение пословиц, например:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.
1. Корень учения горек, да плод его сладок.
Учиться и развиваться тяжело. Но результат стоит того.
2. Утро вечера мудренее.
Утром решения принимаются более эффективно, в отличие от усталого вечера.
Скучную и мало продуктивную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык».
Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык, а
вы сможите?
• Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
• Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
• Семь раз отмерь, один раз отрежь.
• Шило в мешке не утаишь.
Следующее задание №3.
Исправьте ошибки в пословицах.
Задание: Найти ошибку и исправить.
• После драки много хромых (Храбрых).
• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
• Пришел, увидел, купил (Победил).
• У каждого своя голова на шее (Плечах).
• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Большое внимание уделяю работе со словарём. Словарную работу направляю на обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса. В результате обучающиеся учатся объяснять значение слов, пословиц, поговорок, подбирать однокоренные слова, синонимы, антонимы. Предлагаю детям не только объяснить значение слова, но и по описанию определить, о каком слове я говорю.
Задание для 1 группы. №4.
Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
плотный туман ___
плотная бумага ___
плотный обед ___
Слова для справок: прочный, густой, сытный.
Найди в сказочном диалоге кота и пса слова-синонимы. Выпиши их парами.
-Какой же ты толковый пёс!
-Нет, я не толковый, а умный!
-Как ты пёс, любезно разговариваешь!
-Я разговариваю не любезно, а вежливо!
___
___
Задание для 2 группы
Подбери синонимы к выделенным словам. Запиши получившиеся сочетания слов.
тихая музыка ___
тихий ребёнок ___
тихий ход ___
Слова для справок: негромкий, спокойный, медленный.
Найди слова-синонимы, соедини стрелочками:
стужа лес
беда мороз
бор жара
холод горе
Попрошу озвучить ваши ответы, противоположная группа оценивает правильность ответов.
Задание для 1 группы. №5.
Подбери и запиши антонимы.
конец - ___
добро - ___
друг - ___
горе - ___
продавец - ___
свет - ___
день - ___
старт - ___
жара - ___
мудрец - ___
расставание - ___
богатство - ___
шум - ___
восход - ___
Задание для 2 стола.
Замени в предложениях и текстах выделенные слова антонимами. Изменился ли смысл всего текста?
ОПОЗДАЛИ.
Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали.
Молодцы.
На уроках русского языка дети с интересом узнают о значении и происхождении слов в рубрике «Страничка для любознательных». В текстах по русскому языку, чтению, математике и миру природы и человека часто встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления. Знакомясь с ними, уточняем их значение, ориентируясь на современную лексику. Такая работа прививает школьникам интерес, любовь и внимательное отношение к родному языку.
Объяснять значение слов, например:
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к кому-л., стремление делать добро другим.
Смотрим в маршрутные листы, задание №6.
1. Значение слова «невежа». Грубый, невоспитанный человек.
Над ним все смеялись и говорили, что он невоспитанный невежа и неотесанный чурбан, который незнаком с самыми простыми правилами приличного.
1. Значение слова «отнюдь». Совсем, вовсе, никоим образом.
Вы думаете, если в телеге, так уж мы ехали по дороге, по колеям: отнюдь нет; просто по тропинкам.
Не забываем оценивать своих коллег в ваших маршрутных листах.
С целью предупреждения и устранения ошибок, которые обучающиеся допускают в словосочетаниях, на уроках русского языка учу детей выделять словосочетания в предложении, устанавливать связь между словами при помощи вопросов, составлять словосочетания, объяснять значение словосочетаний, а также фразеологизмов и образных выражений.
Обеим группам даётся одинаковое задание. №7
1. Прочитай, вместо вопросов вставь подходящие по смыслу слова.
Серёжа написал (что? … (кому) … .
Мама шила (что) … (кому) … .
Мальчик собирал (что) … (где) … .
Катя поливала (что) … (где) … .
2. .Прочитай, вместо вопросов вставь подходящие по смыслу слова.
Серёжа написал (что? … (кому) … .
Мама шила (что) … (кому) … .
Мальчик собирал (что) … (где) … .
Катя поливала (что) … (где) … .
Слушаем, что у вас получилось, незабываем оценивать друг друга.
С целью формирования умения строить разнообразные типы предложений, предлагаю учащимся следующие задания:
- составить предложение по вопросу;
- составить предложение, аналогичное данному;
- составить предложение, используя данные слова;
- составить предложение по схеме;
- составить предложение на определённую тему;
- распространить предложение;
- устранить ошибки в предложении;
- закончить предложение;
- поработать с интонацией предложения;
- разделить текст на предложения.
- восстанови деформированный текс.
Давайте поиграем, отвечать будите парами, так первый вопрос у кого жетон №1 и т. д.
1. Осень - самое яркое и красивое время …
2. Летом тепло, а осенью …
3. Летом на деревьях зелёные листочки, а осенью…
4. Осенью дует сильный …
5. Осенью люди собирают …
6. Овощи растут в огороде, а фрукты …
7. Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…
8. У дуба лист дубовый, а у клёна - …
9. У клёна лист кленовый, а у берёзы - …
А теперь добавляем слова по очереди:
1. Я выглянул в окно и увидел…
2. На улице моросит мелкий осенний …
3. Когда на улице дождь и ветер, мы…
4. Осенью птицы собираются в стаи и.
5. В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…
6. Я люблю фрукты, потому что…
7. Я люблю осень, потому что…
8. Мне не нравится осень, потому что…
9. Погода морозная потому что…
Молодцы!
Продолжаем работу.
Уделяю внимание работе с текстом. С целью развития устной речи обучающихся использую такие виды работы:
- краткий и подробный пересказ прочитанного;
- анализ произведений;
- составление рассказа (сказки) по данному началу;
- сочинение устных рассказов, сказок, пословиц и загадок;
- выступления учащихся на уроках, во время проведения внеурочных занятий и классных часов.
Задание № 8. Предлагаю вам, сюжетные картинки составьте рассказ по данному началу. Время работы 3 минуты.
1. Жила-была девочка….
2. Однажды дети….
В работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа, как учеников, так и учителя. Успешное овладение речью в начальной школе - это залог успеха в дальнейшем обучении и развитии обучающихся.
Для лучшего усвоения «темпа» чтения можно использовать следующие виды упражнений, например: чтение с нарастанием силы голоса №9 .
1 группа читает стихотворения А. Шибаева с нарастанием силы голоса с каждым куплетом.
Была тишина, тишина, тишина
(Почти без голоса, одной артикуляцией)
Вдруг
(Шёпотом)
Грохотом грома сменилась она,
И вот уже дождик
Тихонько – ты слышишь?
(Голосом разговорной речи)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверное, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит!
(Очень громко)
2 группа называет дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;
среда, четверг - шепот;
пятница, суббота - голосом средней силы;
воскресенье - громко;
суббота, пятница - голосом средней силы;
четверг, среда - шепот;
вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.
Молодцы!
Незабываем оценивать и ставить баллы.
Попрошу выйти ко мне по два человека от каждой группы ( раздаю атрибуты: уточка, гусь, курочка, петушок).
Поиграем с вами в игру на звукоподражание. Я буду читать стихотворение «На птичьем дворе», а вы будите звукоподражать.
.
На птичьем дворе.
Наши уточки с утра… (кря, кря, кря).
Наши гуси у пруда… (га, га, га).
Наши курочки в окно… (ко, ко, ко).
А как Петя-петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет… (ку-ка-ре-ку).
Поменяйтесь ролями (стихотворение читается еще 1 раз).
Большое спасибо.
Давайте подведем итоги нашей работы и оценим друг друга. Группы зачитывают свои баллы.
Таким образом: обобщая свой опыт работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы по развитию речи. (очень нравится детям работа в форме игры, соревновательные моменты, ребусы и загадки, рифмовки и чистоговорки).
2. Литературные тексты помогают детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение.
3. Красивое и правильное высказывание рождает у обучающихся веру в себя, дисциплинирует, развивает творческое воображение, фантазию.
4. Именно на уроках, где дети учатся планировать высказывание и говорить правильно, через методы и приемы, нравящиеся детям, создается атмосфера, способствующая творческому подъему, вызывающая в них духовную окрыленность.
При таком подходе к коммуникативной стороне обучения речь детей должна стать выразительной, выделяться разнообразием словаря, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи.
В завершении давайте проведём рефлексию.
Рефлексия: Методика «Неоконченное предложение».
• Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
• Выполнять задания мне помогало…
• В ходе семинара мне было…
• Я оцениваю семинар …
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).
Благодарю за внимание!