Наталья Глухина
Практикум для педагогов «Детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности.
Дорогие воспитатели, сегодня мы закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, для этого нам необходимо разделиться на две команды.
1. Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.
Задание: выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.
Публикация «Практикум для педагогов „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
-Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных.
2. Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Задание: Какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментально- исследовательской деятельности?
(Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.)
3. В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.
Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человечку этого возраста и заключено в игровую оболочку.
Задание: Сформулируйте проблемную ситуацию для детей по исследованию:
1 команда – свойства соли – растворимость.
2 команда-свойство песка – не растворяется.
4. Итак, мы поставили проблему, теперь нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.
Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
Обычно гипотезы начинаются со слов:
допустим
предположим
возможно
что если
В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.
Задание: Составьте гипотезу по исследованию свойств : 1 команда – свойства соли – растворимость. 2 команда-свойство песка – не растворяется.
Давайте еще потренируемся. 1команда. «Миша весь вечер не подходил к телевизору». 2команда. «Пожарный вертолет весь день кружил над лесом».
После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.
5. Специфика нашего детского сада, да и возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ –символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.
Задание: Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.
1 команда: понюхай-нельзя понюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;
2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.
Где можно применить такие карточки подсказки?
На этапе поиска решений проблемы - необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.
Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».
В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.
На первом этапе особенно важно такое педагогическое умение, как способность подвести детей к нужной идее — сделать так, чтобы они сами высказали то, что требуется в данной ситуации.
Карточки с обозначением методов исследования— не что иное, как план нашего будущего исследования. Мы раскладываем их перед детьми бессистемно, по мере случайного поступления предложений от детей. Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.
Для этого вновь обратимся к коллективной беседе с детьми. Начнем с вопросов о том, что нам следует сделать в самом начале. С чего начать наше исследование? А что делать во вторую, третью очередь и далее.
Задание. Для примера давайте попробуем выбрать методы исследования 1 команда: Осенью птицы улетают на юг; 2 команда: снегири прилетают к нам зимой.
Используя эти приемы, вы научите детей способам добычи информации, у ребенка будет формироваться автоматизированный тип реагирования. Оно регулирует поведение организма в стандартных, типичных ситуациях. Одно из главных достоинств автоматизированного реагирования в том, что оно существенно упрощает жизнь. Автоматическое выполнение того или иного действия экономит умственную энергию, тем самым охраняя психику от перегрузок. Подобные способности к выработке стереотипов поведения используются практически во всех сферах жизни и деятельности человека.
Маленького музыканта с первых минут общения с инструментом учат
правильно держать скрипку или флейту, гимнаста — правильно работать со снарядом, пользователя компьютера так же с первых минут обучают «вслепую» работать с клавиатурой.
Использовать зрительный образ в виде символов мы можем и для того, чтобы ребенку было легче исследовать предметы, и самое важное на этапе обобщения, подведения итогов – рассказать об исследуемом предмете как можно больше признаков. Здесь мы используем алгоритм действий.
Задание. Придумайте модель исследования предмета, а какого вы выберите сами.
Рефлексия: педагоги высказываются чему они научились, что было сложно, что будут использовать в своей работе.
-Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!