Получи документы

Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»

Марина Лобастова
Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нём радостно и интересно. Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, то у него всё в порядке с физиологическим (неречевым) слухом. А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни – у него восхитительный музыкальный слух. Вот пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух. Это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать их на слух; другими словами, это речевой слух.

Публикация «Практикум „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах

Если у ребенка плохо развит фонематический (речевой) слух, он может путать звуки, похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: «с-ш», «з-ж», «сь-щ», «ц-ч», «с-ц», «з-с»; сонорные: «р-л»; твёрдые и мягкие: «б-бь», «з-зь», «с-сь», и т. д. ; звонкие и глухие: «д-т», «в-ф» и т. д. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: «дом»-«том», «рак»-«лак», «лук»-«люк», «жук» -«щук»). В последние годы многие дети путают даже далекие между собой звуки: «к-т», «г-д», «с-х». Т. е. несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. И если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить, что на данный момент и происходит, потому что дети, поступающие на логопункт или в логопедическую группу в возрасте 5-7 лет, имеют несформированный или недостаточно сформированный фонематический слух. Таким образом, становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.

Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы, при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова - это умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков, что, в свою очередь, делает проблематичным процесс овладения чтением и письмом (письменной речью). Поэтому, развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения грамоте.

Когда же начинать развивать фонематический слух? Прямо с рождения. Да, именно с рождения начинается этот длительный процесс, когда надо учить повторять и различать слова и звукоподражания. У малыша спрашивают:

- Как говорит кошка? (Мяу.)

- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук.)

- Как едет поезд? (У-у-у.)

- Как говорит водичка? (Кап-кап.)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения начинается где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков. Поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений в игровой форме, чтобы работа имела системный характер и была интересной каждому ребёнку. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь.

Рассмотрим 6 уровней коррекционной работы по развитию фонематического слуха:

Первый уровень - узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Молчанка».

- Сейчас мы будем слушать разные звуки. Для того чтобы их услышать, поиграем в “Молчанку”: положите руки на стол, на руки голову, закройте глаза и слушайте.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы молчать

И спокойно слушать.

Через одну-две минуты после молчания задаётся вопрос: «Что вы успели услышать?». (Перечисляются звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном.)

- Вокруг нас множество звуков. Мы живём среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать.

Игра «Узнай предмет по звуку».

- Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Послушайте эти звуки.

(Логопед стучит молотком, деревянными ложками, играет на барабане, звенит колокольчиком, гремит погремушкой, ударяет в бубен.)

- Звуки, которые образуются вокруг нас с помощью движения предметов, называются неречевые. Нет движения – нет звуков.

- А сейчас попробуйте отгадать эти предметы по звучанию.

(Логопедом выполняются действия за ширмой, а дети называют, какой предмет звучал.)

- Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Что вы слышали? (Мы слышали звуки.) Чем вы слушали? (Мы слушали ушами.)

- Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Видео-игра «Угадай предмет по звуку»

(Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=eXlCbVGe0rk)

Детям предлагается угадать предмет по звуку, выбрав из четырёх картинок.

Пособие «Звуковое лото» (+ аудиозаписи).

(Ссылка на пособие: https://drive.google.com/drive/folders/0B0EIDAwuMPNeQTBHaU5JeDlhWlE)

1 вариант: на столе раскладываются и по необходимости называются карточки; взрослый включает аудиозапись, ребенок слушает и показывает картинку.

2 вариант: на столе лежат все карточки; взрослый включает 2 или три аудиозаписи подряд; просит ребенка вспомнить, что звучало первым, вторым, третьим; выбрать нужные карточки лото и разложить по порядку картинки, подходящие к услышанным записям.

Игра «Звучащие предметы».

Ребёнок по звуку потряхиваемой баночки, в которых находятся различные крупы и мелкие продукты, угадывает, что там внутри. Вначале предлагается 2 баночки, затем больше. Потом можно предложить поиграть в игру «Что лишнее?».

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

2 уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки.

Предложить детям встать и сочинить стихотворение, сопровождая его движениями животных и соответствующими звукоподражаниями, различающимися по высоте, силе и тембру.

Подпевает козлик мне … бе-е-е.

(Топают ногами.)

Лает пёсик, хвост задрав … гав-гав.

(Встают на четвереньки.)

А петух мне на бегу прокричал … ку-ка-ре-ку.

(Машут руками.)

А котёнок пискнул … мяу.

(Садятся на корточки)

- Какие звуки произносили? (Бе-е-е, гав-гав, … .) Эти звуки издают животные, а мы говорим.

«Громко - тихо».

Педагог читает стихотворение и предлагает произнести звук «а» соответствующим образом.

Аня утром рано встала,

Очень громко закричала: «А-а-а!»

Тихо, Аня, не кричи,

Других деток не буди.

Тихо: «А-а-а» произнеси.

Можно подключить фонетическую ритмику на звук «а»: руки вытягиваются вперёд, соединив ладони; произнося гласный «а-а-а-а…», руки плавно разводятся в стороны ладошками вверх.

«Далеко – близко».

Педагог предлагает послушать и определить, далеко или близко находится звучащий объект, а потом сказать так же.

- Кричат дети: «АУ» (громко), «ау» (тихо).

- Плачет малыш: «УА» (громко), «уа» (тихо).

Можно также подключить фонетическую ритмику одновременно на сочетание звуков «ау» и «уа»: см. выше на звук «а»; на звук «у»: руки согнуты на уровне груди; ладошки повёрнуты от себя; произнося гласный «у-у-у…», руки давящим движением выпрямляются вперёд и вниз.

3 уровень - различение сходных по звучанию слов.

См. презентацию: слайды 1-3

Слайд 1 – назвать слова, близкие по звучанию.

Парные слова: ворона – корона, банки – санки, лук - жук.

Слайд 2 – собрать пары слов.

Пары слов: коза – коса, уточка – удочка, дрова – трава, бочка – почка.

Слайд 3 – назвать лишнее слово-предмет.

В первом ряду – лишний «диван».

Во втором ряду – лишний «бант».

4 уровень – различение слогов.

Упражнение «Запомни, повтори».

- Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: га-ка-га.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: ба-бя-ба.

5 уровень – различение звуков (на примере гласных).

См. презентацию: слайды 4-9.

Примечание: в слайде 5 сказать о применении жестов, когда звуки мы произносим и слышим (подносим правую руку к губам, а затем к уху, а буквы мы пишем и видим (показываем правую руку ладонью вперёд, а затем подносим её к глазам).

6 уровень – освоение навыков анализа и синтеза.

Рассмотрим освоение навыков фонематического анализа.

См. презентацию: слайды 10-24.

Слайд 10 - слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.

Слайд 11- игра «Разложи картинки» учит детей выделять 1-й гласный звук в слове на фоне собственной громкой речи.

Слайды 12-14 - определение гласного звука в середине слова.

Слайд 15 - определение гласного звука в конце слова.

Слайд 16 - определение место гласного звука в слове.

Слайд 17 - определение последнего согласного звука в слове.

Слайды 18-19 - определение первого согласного звука в слове.

Слайды 20-21 - различение мягких и твёрдых согласных.

Слайд 22 - определение место звука в слове (начало, середина, конец слова)

Слайды 23-24 - выполнение полного звукового анализа слова.

И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово. Вот некоторые игровые упражнения (см. слайды 25-28).

Подводя итог, хотелось бы ещё раз отметить, что фонематический слух очень важен для правильного речевого развития, им не стоит пренебрегать. А упражнений на развитие фонематического слуха существует превеликое множество, и проводить их можно как на занятиях, так и вне. Но обязательно всё должно быть играя.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_3tsbq.pptx | 11811,9 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

КВН «Путешествие по стране правильной речи»КВН «Путешествие по стране правильной речи» КВН «Путешествие по стране правильной речи»Цель: совершенствование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать.

Перспективный план по формированию правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсомоторному развитию Сентябрь 1 - неделя: 1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба», «Наши полотенца», «Сколько у меня игрушек» 2. Фигурки.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практикум «Фонематический слух — основа правильной речи»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 22:37
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД