МААМ-картинки

Предметно-пространственная среда в группе

Елена Димакова
Предметно-пространственная среда в группе

Предметно – пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда, созданная в группе, выполняет различные функции: образовательную, воспитывающую, организационную, развивающую, коммуникативную имеет незамкнутую систему, способной к корректировке и развитию.

Публикация «Предметно-пространственная среда в группе» размещена в разделах

Характеристика группы :

Мою группу посещают воспитанники в возрасте 5-6 лет (старшая группа) списочный состав – 24 ребенка, из которых 11 мальчиков и 13 девочек.

Создавая развивающую среду группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была максимально приближена к уютной, домашней обстановке. Так же постаралась организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, оборудование размещено по секторам (центрам развития, позволяющее детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Для возможности разнообразного использования составляющих предметной среды; игрушки, дидактический материал, игры и пособия, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности для детей.

Особое внимание уделяю безопасному нахождению детей в группе; возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью: вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной).

Все центры в развивающей среде созданы в соответствии с общеобразовательной программой детского сада. Учтены основные требования и основные принципы организации среды. Для создания предметно-пространственной среды я использовала материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:

• содержательно-насыщенная, развивающая;

• трансформируемая;

• полифункциональная;

• вариативная;

• доступная;

• безопасная;

• здоровьесберегающая;

• эстетически-привлекательная.

Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:

• центр сюжетно - ролевой игры;

• центр творческой мастерской;

• физкультурно-оздоровительный центр;

• строительно-конструктивный центр;

• музыкально-театральный центр;

• центр природы и экспериментирования;

• книжный центр;

• центр «патриотического воспитания»

• центр «Сенсорного развития».

Центр сюжетно - ролевой игры

Здесь игрушки можно брать,

В игры разные играть

У ребё нка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребё нка был самостоятельный выбор: с кем и где, как и во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей.

При создании предметно-игровой среды в группе я учитываю определенные требования : это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

Целью создания центра сюжетно-ролевой игры является: формирование умения детей учитывать возможности и желания друг друга; развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Есть такие сюжетно-ролевые игры:

«Больница», «Аптека»;

«Дом», «Дочки матери», «Семья»;

«Парковка», «Автостоянка»;

«Салон красоты», «Парикмахерская»;

«Светофор», «Правила дорожного движения»

Центр творческой мастерской

Рисуй, выдумывай, твори

И все на место убери.

В творческой мастерской для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок, доска для рисования мелом. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры, образцы народно-прикладного творчества. Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым материалом для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Целью центра творческой мастерской является формирование у детей идеи для своей творческой деятельности, отработка навыков по работе со схемами.

Физкультурно-оздоровительный центр

Физкультурой занимайся,

Если хочешь быть здоров!

Предназначение физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности дошкольников, закрепление основных видов движений, формирование навыков здорового образа жизни. В группе физкультурно-оздоровительный центр содержит в себе физкультурное оборудование: массажную дорожку, набор кеглей, мячи различных размеров, скакалки, мешочки для метания, ракетки. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Все оборудование соответствует требованиям:

-размеры и назначение соответствуют возрасту детей;

-являются доступными и безопасными для детей;

-легко обрабатываться;

-являются практичными, ярких цветов и оттенков (в младших группах – основных цветов).

Целью физкультурно-оздоровительного центра является укрепление здоровья и закаливание организма дошкольников.

Строительно-конструктивный центр

Города строй и ракеты

Для гостей другой планеты

Практичность этого центра состоит в том, что с содержанием строительно-конструктивного уголка (деревянный и пластиковый конструктор, конструкторы лего, различные виды транспорта, схемы построек, наборы мелких игрушек, настольные мозаики.) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Размещение и содержание строительно-конструктивного центра обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность детей, а также двигательную активность, развитие мелкой моторики. Оснащение центра конструирования способствует эмоциональному благополучию детей в группе, дает детям возможность для самовыражения.

Целью строительно-конструктивного центра является научить детей конструировать по схемам, развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять предметы по признакам, развивать творческие способности детей в свободной игровой деятельности.

Музыкально-театральный центр

Наряжайся и играй

И талант свой проявляй!

Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны, которые используются детьми в свободной деятельности.

Целью музыкально-театрального центра является развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях.

Центр природы и экспериментирования

Поживешь подольше – увидишь побольше.

Экспериментирование в ДОУ является важной частью образовательного процесса, особенно у старших дошкольников. Поэтому данному разделу уделяется особое внимание. Детское экспериментирование - это важный процесс самообразования малышей. Оно помогает ребятам лучше запоминать произведенные действия и получаемые результаты. Кроме того, в это время происходит активное развитие мышления и развитие моторики рук.

Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», коллекции природного материала (камни, глина, земля, песок, перья, ракушки, опилки, шишки, соль). Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

Целью центра природы и экспериментирования является создание условий для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений, формирование у детей гуманного, толерантного и правильного отношения к людям и окружающей среде.

Книжный центр

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

Книжный центр – необходимый элемент развивающей среды в групповой комнате. Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста. В нем находятся материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, портреты писателей, дидактические игры. Аудиокниги, сказки, рассказы, журналы, стихи.

Целью книжного центра является формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Центр «Патриотического воспитания»

Наша Родина – Россия!

Здесь родились мы на свет,

Нет земли для нас красивей

И любимей в мире нет!

Для того, чтобы воспитать гражданина и патриота своей страны, который будет уважать и любить свою Родину, необходимо уже начиная с детского сада прививать любовь к своей Отчизне. Создание центра «Патриотического воспитания» воспитывает в детях любовь к родной стране и малой Родине, ознакамливает детей с символами России, приобщает детей к русским народным традициям, знакомит с государственными праздниками.

Целью центра «Патриотического воспитания» является воспитание толерантного отношения к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Центр «Сенсорного развития»

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. В этом центре собраны пособия, игрушки, материалы, отличающиеся ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, фактурой. Центр «сенсорного развития» укрепляет развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, способствует развитию речи и моторики.

Целью центра «Сенсорного развития» является развитие и совершенствование у детей дошкольного возраста всех видов восприятия, обогащать их чувственного опыта; развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

Вывод о построении и изменении предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО: созданная в группе развивающая предметно – пространственная среда способствует развитию игровой, познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной, двигательной активности всех дошкольников; обеспечивает психическое, физическое и эмоциональное благополучие детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО и образовательной программе ДОУ. Созданная предметно-пространственная среда в группе обеспечивает детям чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.

Публикации по теме:

Предметно пространственная развивающая среда в старшей группе ДОУПредметно пространственная развивающая среда в старшей группе ДОУ Создание редметно пространственной развивающей среды в группе, является наиболее главной частью в развитии воспитанников. Мы постарались.

Предметно-пространственная среда в группе «Центр ПДД»Предметно-пространственная среда в группе «Центр ПДД» В нашей группе большое внимание уделяется организации предметно — пространственной среды в с учетом ФГОС ДО которая должна строиться так,.

Предметно-пространственная среда в подготовительной группеПредметно-пространственная среда в подготовительной группе Уважаемые коллеги не секрет, что от того какая предметно- пространственная среда в детском саду в группе, зависит будет ли комфортно.

Предметно-пространственная среда в средней группеПредметно-пространственная среда в средней группе Одно из важных условий воспитательно -образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Предметно-пространственная среда во второй младшей группеПредметно-пространственная среда во второй младшей группе Предметно – пространственная среда 2 младшая группа Воспитатель: Хохлова Е. А. Предметно -пространственная среда обеспечивает безопасность.

Развивающая предметно-пространственная среда в группеРазвивающая предметно-пространственная среда в группе В группе пополняю развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающая реализацию целей и задач программы. В зависимости от темы.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №105 «Умка» ПАСПОРТ группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе Развивающая предметно-пространственная среда в ясельной группе. Предметно - развивающая, игровая среда - это система материальных объектов.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть.

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ Термин предметно-развивающая среда обозначает методически грамотно организованную систему вещественных объектов, задействованных в деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная среда в группе
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 08:43
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД