8888888888888
Предметно-развивающая среда групп детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды
Публикация «Предметно-развивающая среда групп детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.
Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.
В последние время в связи с принятием Федеральных государственных требований (фгт) к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования которые Утверждены Приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151, появились новые приорететы в дошкольном воспитании, новые ориентиры в создании предметно - развивающей среды, и зафиксированы конкретные требования которые предполагают соблюдение следующих принципов:
1. Принцип информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
2. Принцип вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическим особенностям;
3. Принцип полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды;
4. Принцип педагогической целесообразости, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
5. Принцип трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Для того чтобы предметно – развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности ребенка (игровой; продуктивной;познавательно-исследовательской; двигательной) она должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего развития;
содержать как изветстные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
быть системной,т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
Предметно – пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».
В групповой комнате должы быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже. Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным обьектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику.
Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным. В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Предметы желательно подбирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (безопасных для ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость, прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом – далеко не самый важный показатель ее полезности. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер.
Например важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы можно было его покатать, всё остальное для ребенка не важно. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки, для них основной толчок к активному действию - внешний стимул. Поэтому необходимо размещать материалы на открытых полках, и иметь привлекательный вид, яркий, броский. Рекомендуется в группах раннего возраста отводить место для игровой познавательной двигательной деятельности т. е. зонировать